Форум » VI Дистанционный Педсовет "IT-педагогика" » Октябрь-Ноябрь 2014 "Информационная гигиена" » Ответить

Октябрь-Ноябрь 2014 "Информационная гигиена"

Виктория Басгаль: Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему. (Гаутама Будда) Согласно Энциклопедическому словарю, Гигиена – (от греч. hygieinos - здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Информационная гигиена – система знаний, изучающая закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающая мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Цель информационной гигиены — предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды. В задачи информационной гигиены может входить разработка основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации. Научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов. Уважаемые участники обсуждения! Убедительная просьба регистрироваться на форуме под своим реальным именем, чтобы наше с вами общение не было безличным и мы могли обращаться друг к другу по имени!

Ответов - 96, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Виктория Басгаль: В настоящее время проблема соблюдения информационной гигиены становится особенно актуальной. Человек постоянно вращается в колоссальном количестве информации. Не всегда очевидно, достоверна ли эта информация и какое влияние она оказывает на человека. Если информация полезна, необходима человеку для принятия решения или реализации каких-то планов, то единственной проблемой остается ее объем. Из-за ограниченности объема памяти человек в каждый момент времени может уделять внимание ограниченному множеству объектов, что иногда приводит к неточным решениям, ошибкам, противоречиям и т.д. К вредной информации можно отнести, прежде всего, недостоверную информацию. Она к нам может поступать от мошенников, рекламщиков, СМИ, политологов, социологов, политиков и др. Не стоит забывать об информации, которая вызывает чувство страха, неуверенности, расовой, национальной или личной неполноценности, ненависти, мести, злобы, зависти, обиды, оскорбленного достоинства, раздражения. Информация также не должна побуждать к насилию, мести, бегству от людей, от семьи. Как не потеряться в великом разнообразии источников информации? Как определить, какая именно информации таит в себе «скрытый смысл»? Что делать, если информации слишком много? Давайте разбираться вместе!

Татьяна Намикос: Здравствуйте! Вопрос информационной гигиены я считаю очень важным. А, так как являюсь учителем информатики, то можно сказать и очень насущным, так как кому, как ни нам - информатикам, приходиться знакомить школьников с основами Информационной гигиены. К сожалению, программа по предмету Информатика и ИКТ, выделяет слишком мало времени на изучение этого вопроса, тогда как я считаю, что это должно быть основной задачей предмета Информатики.

Виктория Басгаль: Согласна с Вами, Татьяна. Информационные технологии открывают доступ к огромному миру информации. Именно этот мир и таит в себе опасности, к которым мы должны подготовить наших детей. И хотя часов на изучение этого вопроса совсем немного, посеять в умы наших школьников "зернышко сомнения" мы можем. Вопрос информационной гигиены особенно остро стоит в социальных сетях. Именно там наши дети проводят достаточно продолжительный период времени.


Татьяна Намикос: С первого же урока информатики у детей главный вопрос, раз есть интернет - почему нельзя войти в социальную сеть (Одноклассники, В контакте... и т. д.). Поэтому мне кажется необходимым, уже на первом уроке вместе с правилами поведения в кабинете информатики, остановиться на теме поведения в социальных сетях. Я рекомендую своим ученикам следующее: 1) Не печатайте свой домашний адрес на странице, где все это могут увидеть. 2) закрывайте свою личную информацию, в особенности фотографии, от случайных посетителей. 3) Иметь 100 друзей не всегда хорошо... Общайтесь только с теми, с которыми знакомы. 4) Не доверяйте всем сообщениям, которые к вам приходят... Не забывайте, что под именем даже известного вам человека может зайти кто-то другой. (По возможности проверяйте информацию при личной встрече или по телефону). А что еще можно предложить детям? Может у кого-нибудь найдутся интересные уроки на эту тему... И другой вопрос, О доступе к сайтам в школе мы ссылаемся на Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования... (http://mosmetod.ru/centr/informatizatsiya/111.html)?

Виктория Басгаль: В настоящее время накоплен достаточно приличный опыт по организации безопасной работы детей и подростков в сети Интернет. Причем, что особенно радует, многие инициативы исходят со стороны государственных и международных организаций. Так, например, • Министерством Внутренних Дел РФ Управлением «К» разработана иллюстрированная инструкция (http://mvd.ru/userfiles/liflets_k_deti_06.pdfhttp://mvd.ru/userfiles/liflets_k_deti_06.pdf); • Российская ассоциация электронных коммуникаций при поддержке центра Безопасности Google «Сопротивление» на сайте Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт (http://i-deti.org/http://i-deti.org/) размещают полезный контент, который можно использовать для проведения уроков о безопасности в сети Интернет как для младшей и средней школы, так и для старшеклассников и студентов первых курсов; • Фонд Развития Интернет (http://www.fid.ru/http://www.fid.ru/) проводит специальные исследования, которые посвящены изучению психологии цифрового поколения России. Особое внимание уделяется проблемам безопасности детей и подростков в Интернете (http://detionline.com/). Фонд выпускает ежеквартальный научно-публицистический журнал “Дети в информационном обществе” (http://detionline.com/journal/numbers/17http://detionline.com/journal/numbers/17) при научной поддержке Факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Также в этом направлении работают и коммерческие организации, которые реализуют всевозможные социально значимые проекты: • Социально-просветительский проект «Дети в Интернет Интернешк@» (http://ags29.narod.ru/pages/internet/inet_3.pdfhttp://ags29.narod.ru/pages/internet/inet_3.pdf), организованный МТС; • Макрорегиональный филиал «Волга» ОАО «Ростелеком» проводит межрегиональный конкурс некоммерческих социально значимых интернет-проектов (http://www.events.volga.rt.ru/i-project2014http://www.events.volga.rt.ru/i-project2014). Надеюсь, эти ссылки помогут педагогам при подготовке к урокам по обсуждаемой нами теме.

natalya_shugurova: Добрый день. Я учитель начальных классов. Вопрос об информационной гигиене для меня тоже актуален, так как считаю, что детей в этом вопросе нужно просвещать как можно раньше. Более подходящего момента, чем начальная школа, для этого, пожалуй, трудно найти. За ссылки спасибо. Буду использовать их для своего саморазвития и обогащения педагогического опыта.

Виктория Басгаль: Здравствуйте, Наталья. Я считаю, что РАНО в этом вопросе вообще быть не может. Детки начинают получать и перерабатывать информацию еще в утробе матери. Так зачем ждать? Тем более, что программа начальной школы (например, "Школа России") постоянно адресует детей к Интернет-источникам.

Татьяна Намикос: Виктория, огромное спасибо за ссылки. Обязательно воспользуюсь ими для подготовки к урокам. Наталья, я тоже считаю, что о безопасности в интернете нужно говорить уже с начальной школы. Но вот, на пример, в нашей школе пока уроки информатики в 1-4 классах ведутся по Горячеву без компьютерный вариант. (Поэтому сомневаюсь, что наши учителя затронут эту тему). Хотя в принципе, это тема может быть озвучена как классный час, а не в рамках предмета информатики. Или в рамках недели информатики...

Виктория Басгаль: Дело в том, что говоря об информационной гигиене, мы не должны понимать только Интернет и все, что с ним связано: социальные сети, youtube и др. Наши дети, так же как и мы, получают информацию из различных источников. По-моему, эту тему можно вполне поднимать и не только на уроках информатики. Возьмите, например, телевидение, современную музыку, книги, кино, мультфильмы и т.д. Дети слышат речь взрослых (в магазинах, транспорте, на улице). Без нашего участия детям сложно понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Аминур: Здравствуйте! Я учитель начальных классов. В данное время у меня 1 класс. Вопрос информационной гигиены очень важен и актуален. Я с вами согласна, что говоря об информационной гигиене мы не должны ограничиваться только интернетом и уроками информатики. Ведь очень много информации дети получают от всего окружения. И не всегда полезную. Поэтому я думаю этот вопрос нужно рассматривать и на классных часах, и на родительских собраниях.

Виктория Басгаль: Я с Вами полностью согласна, Аминур. Многие родители, к сожалению, сами не умеют противостоять "вредной" информации и, соответственно, не могут научить этому своих детей. Учителя на родительском собрании могут дать конкретные рекомендации, научить, направить в "нужное русло", подсказать.

Elechka: Тема безопасной работы в сети Интернет детей и подростков с недавнего времени находится в центре внимания. Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение Сети открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития.Однако бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Задача государства и общественности - сделать Интернет максимально безопасным и удобным для использования для подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если государство, представители бизнеса, правоохранительные органы и общественность объединят усилия, а родители осознают свою роль в обеспечении безопасности детей. Решающим фактором безопасного поведения ребенка в Интернете является внимание со стороны родителей к проблеме взаимодействия ребенка с компьютерным миром вообще и сетью Интернет – в частности. Самое главное – приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.

Татьяна Пащенко: Здравствуйте! Я учитель информатики. Согласна со всеми, кто высказался по данной теме. Мы все вместе (учителя, родители, государство) должны научить безопасной работе с информацией наших детей. Хочу поделиться своими ссылками на ресурсы, которые я использовала для проведения "Недели безопасного Интернета": 1. Центр безопасного интернета в России http://www.saferunet.ru/ 2. Дети России Онлайн http://detionline.com/ 3. Ваш личный Интернет http://content-filtering.ru/aboutus/ 4. Центр безопасности Microsoft http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx 5. Ролик «Советы о безопасности детей в Интернете» http://www.youtube.com/watch?v=jhjnTT5KmEI

Светлана Зориктуева: Здравствуйте, коллеги! Я учитель физики с большим стажем - 36 лет. В своей работе всегда стараюсь идти в "ногу с временем". Считаю, что это очень актуальная и своевременно поднятая проблема. Согласна со всеми предыдущими высказываниями, Большое спасибо за полезные ссылки. Я еще не знала про них. Хотя, интуитивно, какие-то меры принимала. Еще раз спасибо.

Аминур: Большое спасибо за ссылки Виктории и Светлане. Много хороших и интересных материалов.



полная версия страницы