Форум » VI Дистанционный Педсовет "IT-педагогика" » Октябрь-Ноябрь 2014 "Информационная гигиена" » Ответить

Октябрь-Ноябрь 2014 "Информационная гигиена"

Виктория Басгаль: Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему. (Гаутама Будда) Согласно Энциклопедическому словарю, Гигиена – (от греч. hygieinos - здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Информационная гигиена – система знаний, изучающая закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающая мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Цель информационной гигиены — предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды. В задачи информационной гигиены может входить разработка основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации. Научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов. Уважаемые участники обсуждения! Убедительная просьба регистрироваться на форуме под своим реальным именем, чтобы наше с вами общение не было безличным и мы могли обращаться друг к другу по имени!

Ответов - 96, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Виктория Басгаль: В настоящее время проблема соблюдения информационной гигиены становится особенно актуальной. Человек постоянно вращается в колоссальном количестве информации. Не всегда очевидно, достоверна ли эта информация и какое влияние она оказывает на человека. Если информация полезна, необходима человеку для принятия решения или реализации каких-то планов, то единственной проблемой остается ее объем. Из-за ограниченности объема памяти человек в каждый момент времени может уделять внимание ограниченному множеству объектов, что иногда приводит к неточным решениям, ошибкам, противоречиям и т.д. К вредной информации можно отнести, прежде всего, недостоверную информацию. Она к нам может поступать от мошенников, рекламщиков, СМИ, политологов, социологов, политиков и др. Не стоит забывать об информации, которая вызывает чувство страха, неуверенности, расовой, национальной или личной неполноценности, ненависти, мести, злобы, зависти, обиды, оскорбленного достоинства, раздражения. Информация также не должна побуждать к насилию, мести, бегству от людей, от семьи. Как не потеряться в великом разнообразии источников информации? Как определить, какая именно информации таит в себе «скрытый смысл»? Что делать, если информации слишком много? Давайте разбираться вместе!

Татьяна Намикос: Здравствуйте! Вопрос информационной гигиены я считаю очень важным. А, так как являюсь учителем информатики, то можно сказать и очень насущным, так как кому, как ни нам - информатикам, приходиться знакомить школьников с основами Информационной гигиены. К сожалению, программа по предмету Информатика и ИКТ, выделяет слишком мало времени на изучение этого вопроса, тогда как я считаю, что это должно быть основной задачей предмета Информатики.

Виктория Басгаль: Согласна с Вами, Татьяна. Информационные технологии открывают доступ к огромному миру информации. Именно этот мир и таит в себе опасности, к которым мы должны подготовить наших детей. И хотя часов на изучение этого вопроса совсем немного, посеять в умы наших школьников "зернышко сомнения" мы можем. Вопрос информационной гигиены особенно остро стоит в социальных сетях. Именно там наши дети проводят достаточно продолжительный период времени.


Татьяна Намикос: С первого же урока информатики у детей главный вопрос, раз есть интернет - почему нельзя войти в социальную сеть (Одноклассники, В контакте... и т. д.). Поэтому мне кажется необходимым, уже на первом уроке вместе с правилами поведения в кабинете информатики, остановиться на теме поведения в социальных сетях. Я рекомендую своим ученикам следующее: 1) Не печатайте свой домашний адрес на странице, где все это могут увидеть. 2) закрывайте свою личную информацию, в особенности фотографии, от случайных посетителей. 3) Иметь 100 друзей не всегда хорошо... Общайтесь только с теми, с которыми знакомы. 4) Не доверяйте всем сообщениям, которые к вам приходят... Не забывайте, что под именем даже известного вам человека может зайти кто-то другой. (По возможности проверяйте информацию при личной встрече или по телефону). А что еще можно предложить детям? Может у кого-нибудь найдутся интересные уроки на эту тему... И другой вопрос, О доступе к сайтам в школе мы ссылаемся на Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования... (http://mosmetod.ru/centr/informatizatsiya/111.html)?

Виктория Басгаль: В настоящее время накоплен достаточно приличный опыт по организации безопасной работы детей и подростков в сети Интернет. Причем, что особенно радует, многие инициативы исходят со стороны государственных и международных организаций. Так, например, • Министерством Внутренних Дел РФ Управлением «К» разработана иллюстрированная инструкция (http://mvd.ru/userfiles/liflets_k_deti_06.pdfhttp://mvd.ru/userfiles/liflets_k_deti_06.pdf); • Российская ассоциация электронных коммуникаций при поддержке центра Безопасности Google «Сопротивление» на сайте Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт (http://i-deti.org/http://i-deti.org/) размещают полезный контент, который можно использовать для проведения уроков о безопасности в сети Интернет как для младшей и средней школы, так и для старшеклассников и студентов первых курсов; • Фонд Развития Интернет (http://www.fid.ru/http://www.fid.ru/) проводит специальные исследования, которые посвящены изучению психологии цифрового поколения России. Особое внимание уделяется проблемам безопасности детей и подростков в Интернете (http://detionline.com/). Фонд выпускает ежеквартальный научно-публицистический журнал “Дети в информационном обществе” (http://detionline.com/journal/numbers/17http://detionline.com/journal/numbers/17) при научной поддержке Факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Также в этом направлении работают и коммерческие организации, которые реализуют всевозможные социально значимые проекты: • Социально-просветительский проект «Дети в Интернет Интернешк@» (http://ags29.narod.ru/pages/internet/inet_3.pdfhttp://ags29.narod.ru/pages/internet/inet_3.pdf), организованный МТС; • Макрорегиональный филиал «Волга» ОАО «Ростелеком» проводит межрегиональный конкурс некоммерческих социально значимых интернет-проектов (http://www.events.volga.rt.ru/i-project2014http://www.events.volga.rt.ru/i-project2014). Надеюсь, эти ссылки помогут педагогам при подготовке к урокам по обсуждаемой нами теме.

natalya_shugurova: Добрый день. Я учитель начальных классов. Вопрос об информационной гигиене для меня тоже актуален, так как считаю, что детей в этом вопросе нужно просвещать как можно раньше. Более подходящего момента, чем начальная школа, для этого, пожалуй, трудно найти. За ссылки спасибо. Буду использовать их для своего саморазвития и обогащения педагогического опыта.

Виктория Басгаль: Здравствуйте, Наталья. Я считаю, что РАНО в этом вопросе вообще быть не может. Детки начинают получать и перерабатывать информацию еще в утробе матери. Так зачем ждать? Тем более, что программа начальной школы (например, "Школа России") постоянно адресует детей к Интернет-источникам.

Татьяна Намикос: Виктория, огромное спасибо за ссылки. Обязательно воспользуюсь ими для подготовки к урокам. Наталья, я тоже считаю, что о безопасности в интернете нужно говорить уже с начальной школы. Но вот, на пример, в нашей школе пока уроки информатики в 1-4 классах ведутся по Горячеву без компьютерный вариант. (Поэтому сомневаюсь, что наши учителя затронут эту тему). Хотя в принципе, это тема может быть озвучена как классный час, а не в рамках предмета информатики. Или в рамках недели информатики...

Виктория Басгаль: Дело в том, что говоря об информационной гигиене, мы не должны понимать только Интернет и все, что с ним связано: социальные сети, youtube и др. Наши дети, так же как и мы, получают информацию из различных источников. По-моему, эту тему можно вполне поднимать и не только на уроках информатики. Возьмите, например, телевидение, современную музыку, книги, кино, мультфильмы и т.д. Дети слышат речь взрослых (в магазинах, транспорте, на улице). Без нашего участия детям сложно понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Аминур: Здравствуйте! Я учитель начальных классов. В данное время у меня 1 класс. Вопрос информационной гигиены очень важен и актуален. Я с вами согласна, что говоря об информационной гигиене мы не должны ограничиваться только интернетом и уроками информатики. Ведь очень много информации дети получают от всего окружения. И не всегда полезную. Поэтому я думаю этот вопрос нужно рассматривать и на классных часах, и на родительских собраниях.

Виктория Басгаль: Я с Вами полностью согласна, Аминур. Многие родители, к сожалению, сами не умеют противостоять "вредной" информации и, соответственно, не могут научить этому своих детей. Учителя на родительском собрании могут дать конкретные рекомендации, научить, направить в "нужное русло", подсказать.

Elechka: Тема безопасной работы в сети Интернет детей и подростков с недавнего времени находится в центре внимания. Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение Сети открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития.Однако бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Задача государства и общественности - сделать Интернет максимально безопасным и удобным для использования для подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если государство, представители бизнеса, правоохранительные органы и общественность объединят усилия, а родители осознают свою роль в обеспечении безопасности детей. Решающим фактором безопасного поведения ребенка в Интернете является внимание со стороны родителей к проблеме взаимодействия ребенка с компьютерным миром вообще и сетью Интернет – в частности. Самое главное – приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.

Татьяна Пащенко: Здравствуйте! Я учитель информатики. Согласна со всеми, кто высказался по данной теме. Мы все вместе (учителя, родители, государство) должны научить безопасной работе с информацией наших детей. Хочу поделиться своими ссылками на ресурсы, которые я использовала для проведения "Недели безопасного Интернета": 1. Центр безопасного интернета в России http://www.saferunet.ru/ 2. Дети России Онлайн http://detionline.com/ 3. Ваш личный Интернет http://content-filtering.ru/aboutus/ 4. Центр безопасности Microsoft http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx 5. Ролик «Советы о безопасности детей в Интернете» http://www.youtube.com/watch?v=jhjnTT5KmEI

Светлана Зориктуева: Здравствуйте, коллеги! Я учитель физики с большим стажем - 36 лет. В своей работе всегда стараюсь идти в "ногу с временем". Считаю, что это очень актуальная и своевременно поднятая проблема. Согласна со всеми предыдущими высказываниями, Большое спасибо за полезные ссылки. Я еще не знала про них. Хотя, интуитивно, какие-то меры принимала. Еще раз спасибо.

Аминур: Большое спасибо за ссылки Виктории и Светлане. Много хороших и интересных материалов.

Elechka: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня с недавнего времени еще больше стал интересовать этот вопрос, так как у самой подрос ребенок. Как учитель вроде бы я предполагала как обезопасить детей от пагубного влияния Интернета. Вспоминаю два слова, которые я говорила родителям, как классный руководитель: "Ограничить! Контролировать!" Но не все так просто, как оказалось на деле. Ребенок растет, ему все интересно, сказать ему твердое НЕЛЬЗЯ невозможно, ведь многие его сверстники пользуются интернетом, сидят в соц.сетях и хочется чтобы и твой ребенок был "в русле". Где границы дозволенности? Для меня это все же остается загадкой.

ЛОРА: Добрый вечер!Как же все таки добыть ребенку интересующую информацию, а не отвлекаться на разные рекламы и сногшебательные видео, ведущие к "выносу мозга"? Какой же фильтр необходимо ставить нашим детям в мозгах, чтобы они могли не всему верить, что читают и смотрят?Наверное это проблема нашего общества в целом. Кому,например, нужна эта пестреющая реклама, которая "висит" на всех сайтах, даже детских, создатели которой, считают, что чем пошлее, тем интереснее,которая отвлекает и порой даже раздражает......А переизбыток ненужных сайтов, в которых порой, чтобы что-то прочитать, надо час плутать по нему, потом удалять кучу вирусов и не факт, что добудешь, что-нибудь полезное.... А ведь качество информации во многом определяет нашу жизнь, так же как качество еды определяет наше здоровье...Может лучше быть голодным от информации, чем быть напичканным всяким мусором? Я считаю, что должны быть цензоры, определяющие контроль детей в интернете, а так же контроль за сайтами,с разного вида информации...

ЛОРА: Добрый вечер!Как же все таки добыть ребенку интересующую информацию, а не отвлекаться на разные рекламы и сногшебательные видео, ведущие к "выносу мозга"? Какой же фильтр необходимо ставить нашим детям в мозгах, чтобы они могли не всему верить, что читают и смотрят?Наверное это проблема нашего общества в целом. Кому,например, нужна эта пестреющая реклама, которая "висит" на всех сайтах, даже детских, создатели которой, считают, что чем пошлее, тем интереснее,которая отвлекает и порой даже раздражает......А переизбыток ненужных сайтов, в которых порой, чтобы что-то прочитать, надо час плутать по нему, потом удалять кучу вирусов и не факт, что добудешь, что-нибудь полезное.... А ведь качество информации во многом определяет нашу жизнь, так же как качество еды определяет наше здоровье...Может лучше быть голодным от информации, чем быть напичканным всяким мусором? Я считаю, что должны быть цензоры, определяющие контроль детей в интернете, а так же контроль за сайтами,с разного вида информации...

Наталья Александровн: Спасибо за ссылки от 4 октября. Я считаю, что предложенные материалы будет полезно использовать и при работе с родителями, т.к. первый выход в сеть дети делают гораздо раньше, чем придут к учителю информатики. Часто родители сами подталкивают детей в сеть, чтобы высвободить себе время, а к чему это приводит в последствии все хорошо знают.

Наталья Александровн: Спасибо за ссылки от 4 октября. Я считаю, что предложенные материалы будет полезно использовать и при работе с родителями, т.к. первый выход в сеть дети делают гораздо раньше, чем придут к учителю информатики. Часто родители сами подталкивают детей в сеть, чтобы высвободить себе время, а к чему это приводит в последствии все хорошо знают.

Наталья Д: Добрый вечер! Проблему информационной гигиены в руководящих структурах решили за счет тройной контент фильтрации, установленной в образовательных организациях. Но теперь в школах вообще невозможно воспользоваться информацией из Интернета. Теперь готовить проектные, исследовательские работы ученики и педагоги могут только в домашних условиях, а дома контент фильтра нет. Разве проблема решена?

Виктория Басгаль: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада, что тема, предложенная для обсуждения, вызвала такой интерес. Прежде всего, я думаю, ограничивать не стоит – «запретный плод – сладок». Поэтому сказав НЕЛЬЗЯ, вы подстегиваете интерес ребенка, и он все равно найдет способ это НЕЛЬЗЯ обойти. Понятно, что время, проводимое за компьютером, должно быть дозировано. А информацию, которую ребенок может получать из сети, лучше фильтровать. Как совершенно верно заметила Татьяна, многие компании на сегодняшний день предлагают различные способы решения проблемы защиты наших детей от «вредной» или «ненужной» информации. Некоммерческая организация, контролирующая распространение информации в Интернете «Лига Интернет», ведет активную просветительскую работу по обеспечению безопасной работы детей и подростков в глобальной сети (http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/). Они организовали родительский канал. Аналитическим центром Anti-Malware.ru опубликованы результаты теста наиболее известных родительских фильтров предлагаемых антивирусными компаниями (http://www.anti-malware.ru/parental_control_test_2012). Операторы сотовой связи также стараются «идти в ногу» с современными запросами общества: • ОАО «МегаФон» запустил тариф "Детский Интернет", предназначенный для защиты детей дошкольного и младшего школьного возраста. В основе тарифа лежит технология «белых списков» разработанная компанией ООО "Интернет Цензор"; • МТС предлагает услугу «Детский пакет», который ограничивает доступ ребенка к большинству нежелательных сайтов в Интернете; используется принцип «черного списка» и запрещается прямой доступ к веб-страницам, содержащим информацию для взрослых, азартные игры, нецензурную лексику, экстремистские, пропагандирующие насилие или наркотики материалы и т.п.; запрещает отправку и прием платных SMS/MMS с коротких номеров, а также звонки на платные короткие номера; запрещает рассылку рекламного характера от МТС на номер, которым пользуется ребенок. Поисковые системы предлагают свой способ решения – использовать детские браузеры или надстройки для браузеров: • семейный поиск от Яндекс – www.family.yandex.ru; • Google Chrome предложил русскоязычное бесплатное расширение браузера с функцией родительского контроля (в сотрудничестве с российской компанией «Новое поколение») – Гогуль. • Бесплатный детский браузер «KidZui» у нас не очень известен, а на западе отмечен премиями и большим вниманием – от «Wall Street Journal» и «USA Today», в частности. • Компания Quintura выпустила детский интернет-фильтр «КиберПапа»! Отключить фильтр могут только родители. Программа бесплатна, работает с любыми браузерами и имеет собственную систему поиска и навигации по детским ресурсам «Quintura для детей».

Светлана Колесникова: Здравствуйте! Я - учитель информатики. Мы в своей школе уже много лет проводим просветительскую работу по правильному и безопасному использованию компьютера в целом, а не только сети Интернет. Реализовали социальные проекты "Ребёнок у компьютера: ЗА или ПРОТИВ", "Сотовый в школе: друг или враг", ежегодно на родительских собраниях и классных часах проводим просветительскую работу.

Татьяна Намикос: Нашла по поводу Информационной гигиены следующую ссылку: http://www.olbuss.ru/upload/iblock/8c6/8c64ae35b9a5fbe81b74ec6abaf79222.pdf Это отрывок из книги Белкин С. глава Информационная гигиена. Может пригодиться для подготовки к родительскому собранию или для беседы со старшими учениками. Особенно понравился эпиграф из "Собачье сердце" М. Булгакова: Преображенский: Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет. Борменталь: Гм… Да ведь других нет. Преображенский: Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», — теряли в весе. […] Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетенное состояние духа. М. Булгаков "Собачье сердце" глава III)  и тест для самопроверки.   

nadmk@mail.ru: Здравствуйте коллеги. Прочитала все сказанное ранее. Я согласна надо говорить об информационной гигиене в сети Интернет. Правда в школе у нас стоят антицензоры и дети не имеют возможности выходить в социальные сети, как и на сайты с порнографией и садизмом, терроризмом и прочим. Но наши дети находятся в постоянном информационном потоке. Для меня становится привычным видеть первоклассников обсуждающих события на Украине, и эту информацию дети большей частью черпают из СМИ и разговоров в семье. И таким образом мы подходим к тому что большей частью за гигиену как информационную так и личную отвечает семья. В школе мы можем корректировать, пытаться защитить (не надо идти в гости к незнакомому дяденьке, не надо общаться и встречаться со всеми с кем познакомился в сети и так далее), но если дома мама или папа знакомятся в сети интернет (а таких поверьте огромное количество) школа будет беспомощна. Хотя будучи родителем я сталкиваюсь с интересной информацией приносимой ребенком со школы с уроков истории, например: Америка воевала за Афганистан, а Россия против. Ленин был немецким шпионом. Понятно, что начинаешь объяснять, заставлять смотреть ребенка документальные фильмы и при этом ощущаешь себя беспомощной в "таком" информационном потоке. Чему мы должны учить детей так это уметь находить истину (вычленять факты), не доверять рекламе и "Сенсационным сообщениям". Стараться получать информацию из "различных источников", искать факты и уметь взглянуть на ситуацию позиций разных людей. А это можно делать на любом уроке, мероприятии, перемене.

Виктория Басгаль: Да, Татьяна, книга Белкина, на мой взгляд, действительно заслуживает внимания. В ней есть вопросы для самотестирования, которые можно использовать на уроках, классных часах и родительских собраниях, и конкретные советы по соблюдению информационной гигиены. Я считаю, что Надежда (nadmk@mail.ru) абсолютно точно подметила, что детей нужно не ограждать от информации, не фильтровать факты за них, а научить их самих это делать. В современном мире "проверка достоверности информации" должна стать жизненным кредо любого человека. Что касается СМИ, то здесь ситуация достаточно сложная. Тут взрослому человеку не всегда удается разобраться, истинная информация или ложная. Ни для кого не секрет, что существуют так называемые ВБРОСЫ (искусственно раскрученные новости). Рекомендую почитать на эту тему исследования Игоря Ашманова – специалиста в области искусственного интеллекта и интернет-технологий: • http://foma.ru/pod-vlastyu-mentalnogo-virusa-ili-kak-otlichit-vbros-ot-novosti.html • http://www.pravmir.ru/novost-ili-vbros-mify-i-realnost-interneta/ • http://poznavatelnoe.tv/ashmanov_vbros Кроме вбросов Ашманов говорит об информационной войне, ментальном вирусе, заказных форумах, подставных людях в социальных сетях и др.

Elenka: Я думаю, что уже со школьной скамьи необходимо обучать не только основам компьютерной грамотности, но и информационной гигиене, уже сегодня без неё не обойтись. Информационная гигиена во многом схожа с элементарными правилами питания. Мы питаемся, чтобы жить. Нам нужны данные, чтобы принимать решения. Любой учитель, а дальнейшем и его ученики, прежде всего, оперируют данными. На основании полученной информации, мы делаем умозаключения и принимаем решения. Информация, обрушивается на нас отовсюду, сегодня-это в большинстве своем, интернет. Перескакивание с сайта на сайт, трёп по аське или общение в чате, создают иллюзию занятости и осмысленности времяпрепровождения. Важно учить детей тому, что прежде чем зайти в интернет, необходимо чётко формулировать, что они хотят в нём найти. Правило очень простое, но экономит массу времени.

Татьяна Намикос: Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский Современные школьники, несмотря на то, что проводят много времени в интернете, совершенно не умеют читать, а даже, если и читают, то не могут оценить полученную информацию. На уроках литературы они учатся анализировать художественные тексты... Но кроме художественных текстов, в обычной жизни мы чаще сталкиваемся с научным и публицистическим... А анализировать, читать такие тексты, к сожалению, не учат на литературе, по крайней мере пока... Может, конечно, я не права, но я только недавно на курсах повышения квалификации узнала о Технологии продуктивного чтения. Мне, кажется, что эта технология смогла бы помочь ученикам ориентироваться и размышлять, получая информацию.

Нина Владимировна: Добрый день, уважаемые коллеги. В рамках данной темы меня волнует следующий вопрос. Мне как учителю истории приходится сталкиваться с недостоверной информацией в сети интернет. Данной информацией пользуются учащиеся, делятся со своими одноклассниками. Приходится объяснять, что информацию необходимо проверять, перерабатывать и пользоваться интернетом "с умом". Но, к сожалению, это не всегда помогает. Еще больше расстраивает и то, что с недостоверной информацией невозможно бороться. Стоит только надеяться на разум детей.

Аминур: Спасибо Татьяне за ссылку. Прочитала отрывок из книги Белкина. Очень хороший материал для проведения классных часов, родительских собраний по данной теме.

Татьяна Намикос: Вот еще нашла на сайте Учебно-методический портал, и решила поделиться, как раз по нашей теме. Минобрнауки рекомендует провести уроки интернет-безопасности для российских школьников в конце октября. «В Международный день Интернета 30 октября мы рекомендуем школам провести уроки интернет-безопасности, чтобы объяснить детям преимущества и недостатки современных технологий. Ведь решить проблему вредного интернет-контента одними запретами не получится», – отметил министр Дмитрий Ливанов в ходе первого Общероссийского родительского собрания. Предлагаем посетить вебинар-тренинг «Всероссийский интернет-урок “Безопасность детей в Интернете”: принципы, методы и формы организации». Участникам предоставляется возможность в режиме практического занятия обсудить актуальные вопросы по организации современного интернет-урока по интернет-безопасности и получить необходимые ценные рекомендации. Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей, и это требует изменений во всех сферах общества, в том числе и в образовании. В новых стандартах предполагается, что каждый обучающийся должен иметь доступ к компьютеру и Интернету и, соответственно, формировать ИКТ-компетенции. Сталкиваясь с опасностью при использовании Интернета или мобильной связи, дети часто не знают, как поступить и к кому обратиться в такой ситуации, а потому вынуждены действовать методом проб и ошибок. Задача педагога – освоить базовые принципы компьютерной безопасности и защитить детей от возможных компьютерных угроз. Предлагаем вопросы для обсуждения: 1. Современные школьники и Интернет: риски и угрозы цифрового мира. 2. Информационная этика и правовые аспекты защиты информации. 3. Три кита безопасности использования Интернет-сети в образовательных целях. 4. Подготовка к уроку по интернет-безопасности: цели и задачи, условия, методическое обеспечение. 5. Проект комплекса образовательных мероприятий «Дети в Интернете». http://www.uchmet.ru/events/7966/246684/

djinda@mail.ru: Здравствуйте. Я учитель начальных классов. Тема информационной гигиены стала актуальна с раннего возраста. Мы с детьми часто участвуем в сетевых краевых проектах. Прежде чем включить детей в данный вид деятельности, я провела с родителями разъяснительную работу на тему информационной безопасности и гигиены. Каждый заполнил анкету- разрешение для участия ребенка в сетевых проектах. С детьми также провожу уроки интернет безопасности.Для этого я сама изучила принципы , методы и формы организации таких уроков. Спасибо методистам, что вынесли эту проблему на обсуждение

Vera_Kornet@mail.ru: Здравствуйте. Я учитель начальных классов. Проблема информационной гигиены стала актуальна с раннего возраста. Мы с детьми часто участвуем в краевых сетевых проектах. Прежде чем ввести детей в проект, я провела с родителями собрание по данной проблеме, обсудили как научить детей безопасной работе в интернете, родители заполнили анкету- разрешение. Главное- "не навреди"! С детьми тоже провожу инфомационно -профилактические мероприятия, посмотрели ролик "Советы по безопасности детей в интернете", стараюсь привести их к мысли, что интернет-не игрушка, а важный информационно- образовательный ресурс. Предварительно сама изучила методы, формы, приемы работы по вопросу информационной гигиены. Методистам большое спасибо за ссылки. (ник djinda заменила на Vera )

Виктория Басгаль: Здравствуйте, коллеги! Я считаю, что такой аспект информационной гигиены как проверка достоверности информации в сети Интернет, предлагаемая к обсуждению Ниной Владимировной, является очень актуальной на сегодняшний день. В различных источниках даются основные рекомендации по проверке информации на наличие в ней недостоверных или искаженных фактов, на предмет "оторванности" от контекста. На своих занятиях со студентами я уделяю довольно много времени изучению основ информационно-аналитической деятельности. Студентам выдается коллекция информационных ресурсов различной тематики, качества и достоверности. Им необходимо выполнить следующее задание: прочтите информационный ресурс и определите, обосновав свой ответ: a) кому будет интересен данный информационный ресурс (кто может быть его потребителем); b) кто может быть поставщиком (производителем) данного ресурса; c) перечислите, какими свойствами обладает данный информационный ресурс (содержание, охват, время, источник, качество, способ фиксации, язык, стоимость). Затем они работают со списком Интернет-ресурсов и определяют степень достоверности представленной информации, самостоятельно выявляют признаки, по которым можно оценивать информацию. В завершении я им выдаю рекомендации специалистов, и студенты повторно оценивают ресурсы, с которыми работали. Также они выделяют личные впечатления автора, работают с первоисточниками, на которые ссылается автор, уделяют особое внимание эмоциональной окраске материала. При подготовке к занятиям по этой теме я использую следующие материалы: • Якушина Е. Проблемы медиаобразования. Достоверность информации в Интернете; • Григорьев А. О некоторых методах проверки достоверности информации из открытых источников • Фрактор, О.П. Как проверить достоверность текста? (Практикум) • Как оценить достоверность результатов поиска? • Как проверить достоверность информации Надеюсь, что мои рекомендации будут вам полезны.

Fania: Здравствуйте! Считаю, что правильно организованная информационная среда - залог здоровья и успеха. Необходимо научиться выявлять и правильно использовать внешние и собственные источники информационного воздействия с учетом качественных аспектов информации. Мы потребляем информацию из внешней среды. При этом могут наблюдаться некоторые диспропорции, приводящие к дискомфорту. Важно помнить о таких явлениях, как информационное переедание и информационный голод. Это позволить контролировать потребляемое информационное воздействие с целью повышения качества жизни.

Нина Владимировна: Виктория, спасибо за Ваши рекомендации, обязательно ими воспользуюсь. Наши учащиеся считают себя прямо-таки специалистами по работе с Интернетом, а вот самого важного и основного они не знают или просто игнорируют, поэтому при выполнении заданий, в которых возможно использование источников сети Интернет, постоянно приходиться напоминать об информационной гигиене, но к сожалению, не все учащиеся пользуются данными рекомендациями. Уважаемые коллеги, что порекомендуете? Как привлечь учащихся к этой теме, показать ее важность и необходимость применения?

Lubasha: Добрый день, уважаемые коллеги! Как никогда актуальная тема, наверное, не только для педагогов, но и для родителей. Я являюсь учителем начальных классов и мамой первоклассника. Нам и нашим детям все чаще приходится пользоваться информацией не предложенной для конкретного возраста, а поиском необходимой информации. А это уже увеличение потери времени, нарушение зрения, осанки, нервной системы, усталость и мн.др., что способствует снижению здоровья человека. Учитывая данные литературы, результаты собственных исследований и актуальность перспективных разработок, автором в 1995 году было предложено различать специальный раздел науки — «информационную гигиену» как систему знаний, изучающую закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающую мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Цель информационной гигиены — предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды. Сегодня без информационной гигиены обойтись людям никак нельзя. Очень интересная, полезная информация по нашей проблеме рассмотрена на следующем сайте http://petrosian.ru/2005/10/informatsionnaya_gigiena/. Информационная гигиена во многом схожа с элементарными правилами питания. Мы питаемся, чтобы жить. Нам нужны данные, чтобы принимать решения.

Елена Цыбанева: Добрый вечер, уважаемые коллеги. К сожалению, информационная гигиена на просторах Интернета оставляет желать лучшего. И наша задача - уберечь ребенка от ненужной вредоносной информации.

Лариса Татаринова: Здравствуйте, коллеги! Я работаю в школе, преподаю различные предметы. Но в первую очередь, как мама я согласна с тем, что информационная гигиена - это очень важное направление. И здесь не нужно ставить ограничения по возрасту. дети очень мобильно осваивают все возможности современного мира. И, начиная говорить, ребенок должен еще и научиться сортировать информацию. (Ну конечно с учетом своего возраста) А наша задача, взрослых, помочь им в этом. Спасибо большое за интересные и очень полезные ссылки

Нина Владимировна: Очень хочется, чтобы учащиеся использовали Интернет с пользой для себя и умели фильтровать ненужную для них информацию. На мой взгляд, информационная гигиена напрямую связана с воспитание, культурой и ответственностью учащихся.

Бокова Наталья: Добрый день. На форуме обсуждается информационная гигиена детей и подростков. Мне хочется заметить, что так же эта тема актуальна и для нас взрослых! Если бы мы взрослые соблюдали информационную гигиену, то детям не пришлось бы сталкиватся с многими проблемами, о которых мы сегодня говорим. Здесь, как нельзя лучше подходит старая английская пословица: "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!"

Елена Цыбанева: Добрый день!

Елена Цыбанева:

Гульфина: Спасибо за ссылки. Они помогут при работе. Также спасибо за ссылки участникам педсовета. Всем успехов в работе.

Виктория Басгаль: Полностью согласна с тем, что проблема соблюдения информационной гигиены актуальна и для детей и для взрослых. Дети смотрят на нас и пытаются нам подражать. Давайте вместе попробуем сформулировать РЕКОМЕНДАЦИИ для взрослых по соблюдению информационной гигиены. У кого какие предложения, коллеги?

Шибанова Светлана Ви: Добрый день!С интересом присоединяюсь к обсуждению вопроса,потому как согласна с актуальностью темы.Может быть,начать с подборки занимательных развивающих сайтов,которые могут увлечь ребенка?Взрослым надо учить детей,верней,помочь научиться детям в фильтровании интернетной информации.

Алена Семёновна: Здравствуйте, коллеги! Заинтересовалась данной темой "Информационная гигиена". Оградить детей и подростков, задача каждого педагога , каждого родителя, от всего что может навредить их не окрепшей психике. В нашем современном мире развитых технологий конечно задача не из лёгких, но просто сидеть и молча взирать не получится. Задача каждого педагога вырастить психически, физически здоровую личность, способную здраво мыслить. Если не хотим вырастить "зомбированные" личности, которых кроме игрушек-стрелялок и тому подобной ерунды не интересует. Мы должны говорить об этом с детьми, с их родителями, постоянно призывать уделять этому вопросу внимание общественности и правительства.

Шибанова Светлана Ви: Здравствуйте,Алена!Мне кажется.что главную роль в формировании информационной культуры детей играют все-таки родители.Ведь большую часть в интернете дети проводят дома.Педагог может направлять,безусловно,подростков,но влияние родителей первостепенно.Хотя родителей может учить информационной гигиене и педагог,например.проводя круглые столы с обсуждением проблемы.

Аминур: Добрый день, уважаемые коллеги! Я думаю, чтобы решить эту проблему не надо перекладывать друг на друга, а нужно классному руководителю совместно с родителями разработать план работы в формировании информационной культуры. Совместную работу организовать не только на месяц или на два, а на весь период обучения,например с 1- по 4 класс.

elena T.: Спасибо за интересную и, безусловно, очень важную и полезную информацию. Я - педагог дополнительного образования, работаю с детьми разного возраста, однако, также как и Вы, коллеги, убеждена в том, что проблема информационной гигиены должна решаться с первого класса. Наши дети проводят массу времени за компьютером, и не только за играми, но и в поисках информации. Критическое мышление младшего школьника еще не сформировано, дети открыты, доверчивы и беззащитны перед разного рода информацией. Как оградить их в данный период от недостоверной информации и разного рода вбросов - существенная проблема. С одной стороны, стараешься уделять время развитию критического мышления (однако это длительный процесс, результат не будет сиюминутным, а Интернет - данность сегодняшнего дня. С другой стороны, возможно, следовало бы составить перечень рекомендуемых сайтов с надежной, проверенной информацией по разным разделам, как Вы считаете? Благодарю за помощь, обязательно воспользуюсь вашими ссылками и ознакомлюсь с рекомендациями.

Vera_Kornet@mail.ru: Здравствуйте! Виктория предложила сформулировать рекомендации для родителей. Присоединяюсь. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: • Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям. • Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью. • Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путем отправки sms, – во избежание потери денег. • Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Vera_Kornet@mail.ru: Еще. • Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля и антивирус. • Если ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете. • Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка. • Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные. • Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.

Vera_Kornet@mail.ru: Считаю, что неверно представление о том, что где-то существует безопасный Интернет. Надо помнить, что большинство ресурсов создается с коммерческой целью, и здесь реализуются чьи-то цели. Ответственность за посещение учащимися сайтов, несвязанных с задачами образования и воспитания и контроль посещения ими соответствующих сайтов в школе осуществляет учитель, дома – родители.

Vera_Kornet@mail.ru: Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами. Успехов нам всем!

Шибанова Светлана Ви: Интересно,я читая обсуждение, задумалась-может ли компьютер стать объединяющим центром для семьи?Корректно ли утверждать,что Интернет способен быть одной из объединяющих форм деятельности семьи?

Жанна Горобец: ..Добрый день, уважаемые коллеги! Не могу остаться равнодушной к теме "Информационная гигиена", так как я сама являюсь преподавателем, а еще и родителем, которая заинтересована каким вырастет мой ребенок. Я работаю в системе дополнительного образования, и дети у нас проводят тоже значительно продолжительное время. Мы ответственны за них! Поэтому предпринимаем всё возможное с нашей стороны. Соглашусь с Аминур, мы с родителями не должны с перекладывать друг на друга эту проблему. Просто иногда из-за педагогической или информационной неграмотности, родители не знают как и что донести до своих детей. И в этом педагоги, тоже должны помочь. Проводя с родителями собрания, консультации, создавая для них и учащихся памятки, буклеты. Для детей интернет, во многом похож на реальную жизнь. Так как они находят здесь что-то новое, общаются с друзьями, обмениваются видеороликами, фотографиями, заводят новые знакомства. И это не плохо! Важно нам всем, и преподавателям и родителям внушать детям, что есть хорошо, и что есть плохо!

Жанна Горобец: ..на днях наш директор, дал приказ провести мероприятия среди учащихся на тему "Безопасный интернет". В поисках информации, вышла на сайт Фестиваля Педагогического мастерства "Дистанционная волна", в частности наш форум "Информационная гигиена". Как здОрово, что нашла Вас!.. Столько много нашла для себя ссылок, рекомендаций, советов которые пригодятся мне для написания материала. Спасибо всем педагогом, которые щедро делятся имеющимся материалом. Спасибо Виктории, за создание такой темы!.. И спасибо Интернету!))

Виктория Басгаль: Спасибо, коллеги, за рекомендации! Думаю, вместе у нас должно получится некое руководство к действию, которым сможет воспользоваться и педагог, и родитель и, конечно, ребенок. Шибанова Светлана Ви пишет: Корректно ли утверждать,что Интернет способен быть одной из объединяющих форм деятельности семьи? Думаю, что да. У нас в семье, например, компьютер и Интернет - неотъемлемая часть жизни. Наша дочь (6 лет) не только знает о его безграничных возможностях, но и пользуется ими. Мы слушаем вместе аудиосказки, смотрим видеофрагменты о животном и растительном мире, обучающее видео по различным областям (плетению браслетиков, лепке из пластилина и т.д.). Считаю, что если использовать Интернет вместе с самого начала, обсуждать, размышлять, проговаривать все моменты, то он вполне может стать одной из объединяющих форм деятельности семьи.

sereginaVeraV: К объектам информационной гигиены можно отнести человека, социальные группы, население в целом; информацию, информационную среду, закономерности информационных процессов; информационно-зависимые здоровье, заболеваемость, смертность населения; профилактические мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Информационная гигиена представляет собой специальный междисциплинарный раздел науки, имеющий право на самостоятельное развитие, как в целом, так и по подразделам по количеству и качеству дисциплин, с которыми имеет связь: медицина, общественное здоровье и здравоохранения, физиология, общая и коммунальная гигиена, гигиена и физиология труда, психогигиена, экология человека и окружающей среды, социальная психология, информатика компьютерных сетей, средств массовой информации и журналистика, государственная и международная безопасность, социология, конфликтология, политология, менеджмент и пр.

roza.latypova.63@mai: Мы живём в технологический, информационный век, когда утаить что-либо просто невозможно и так или иначе, вся мыслимая и немыслимая информация попадает прямо к нам «на стол» с экранов телевизоров или из просторов интернета. Ведь, казалось бы, полная свобода: учись – не хочу! Но даже если ограничить ребёнку доступ в интернет и следить за тем, что он смотрит по телевизору, как можно понять, что, к примеру, те же мультики не навредят ему? Более старшие поколения, как правило, замечают, что в современных мультфильмах совершенно нет смысла. Они пусты и всё в них направлено лишь на то, чтоб привлечь внимание ребёнка: яркие краски, погони, стрельба…

roza.latypova.63@mai: Тест из книги Нины и Заряны Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера», издательство «София». * * * Все мы когда-то были детьми. И все умели мыслить непредвзято и творчески. А сейчас? Не запылилось ли ваше творческое начало в будничной суете? Можете и, главное, хотите ли вы находить оригинальные решения для детских проблем? Ведь чтобы оттащить ребёнка от компьютера, надо много фантазии и энтузиазма. Этот тест поможет вам узнать, сложно или легко вам понять своего ребёнка и что может этому помешать. Вашему вниманию предлагаются различные ситуации. Как вы поступите? № 1. Вы смотрите любимую передачу по любимому телевизору, и вдруг любимое чадо, как индеец, набрасывается на вас и, кажется, пытается снять скальп. Вы: А. Придумываете ловкий ход и умудряетесь усадить его рядом, чтобы смотреть вместе. Б. Думаете: всё, отсмотрелась/отсмотрелся – и это действительно так. № 2. У вас есть дело (занятие), о котором вы можете сказать без ложной скромности: «Я делаю это лучше других, и делаю это с удовольствием»? А. Да. Б. Нет. № 3. Когда ваш ребёнок сидит в Интернете, вам хочется посмотреть, куда его занесло на этот раз? А. Да, и нахожу повод поинтересоваться, увидеть воочию. Б. Да, но, увы, я не в курсе. № 4. Вы рассказывали когда-нибудь ребёнку о тех моментах своего детства, когда вы чувствовали себя победителем? А. Рассказываю и ощущаю при этом эмоциональный подъём! Б. Иногда, по случаю… № 5. У вас есть любимая виртуальная игра, от которой вам трудно оторваться, когда вы входите в азарт? А. Да-да-да! Б. Нет. № 6. Вы умеете красиво приврать, рассказывая кому-то (хоть коллеге, хоть своему ребёнку) о своих победах (будь то рыбалка, виртуальная игра или семейные хроники)? А. А почему бы и нет? Ничего плохого в том, что я приукрашиваю, не будет. Б. А зачем? № 7. Кажется, у детки появилось очередное увлечение. Он/она будет делиться, обсуждать это с вами? А. Пожалуй, да. Б. Пожалуй, нет. № 8. Вы любите читать те газеты-журналы, которые преподносят своим читателям сенсационные новости, похожие на газетные утки? А. И чтоб с «изюминкой»… Б. Фи!.. № 9. Вы смотрите боевик или ужастик, а ваш малыш крутится рядом и явно скучает. Вы оставите телевизор или постараетесь найти ребёнку другое занятие? А. Ребёнок не должен смотреть всякие ужасы. Неохотно выключаю. Б. Нахожу, чем бы занять ребёнка. Имею же я право на отдых. № 10. Вы любите мечтать? А. Люблю, особенно вечерами, под хорошее настроение… Б. Опасаюсь: размечтаешься, а вдруг потом захочется, а ничего не получится…обидно. № 11. Вы совершенно свободны. Малыш просит поставить ему мультик и даёт понять, что смотреть его он будет только вместе с вами. Вы охотно присядете рядом, чтобы попереживать вместе с ним? А. Да, вместе интереснее. Б. Если только самый любимый… забавный. № 12. Чтобы добыть нужную вещь (которую вам очень-очень хочется заиметь), придётся погоняться за ней (например, по магазинам) и проявить смекалку. Вы будете ради этого тратить время и силы? А. Конечно, ведь очень хочется. Б. Как-нибудь обойдусь. № 13. Скоро начнётся ваша любимая передача, а вас задерживает знакомый (коллега, начальник, родственник). Ради того чтоб не пропустить шоу, вы: А. В состоянии придумать повод и «отвертеться» от этого человека (или задания, поручения, которое он вам даёт). Б. Нет, это неприлично, да и отношения могут испортиться. № 14. Путешествуя и отдыхая, вы любите попадать в новые незнакомые места? А. И даже в нестандартные ситуации. Б. Знакомое как-то надёжней… № 15. Есть ли у вас такое общее дело, которое вы делаете «на двоих», – только вы и ребёнок? А. Даже несколько… Б. Ну, как вам сказать… вероятно, да. № 16. Вам надо взяться за довольно-таки нудную работу, но «время терпит» и делать очень не хочется. Вы легко находите повод отложить её на «потом»? А. Запросто. Б. Нет, с трудом (даже если повод придумаю – совесть замучит). Результаты Если большинство ответов А. Вы человек творческий и незаурядный – по крайней мере, в тех вопросах, которые касаются воспитания вашего ребёнка. Вы ещё не забыли своё детство, и чувства и желания тех лет легко возвращаются к вам. Прекрасно, что вы не запихиваете их обратно, а пытаетесь реализовать (и часто у вас это получается). У вас с ребёнком много общих интересов и пристрастий. По крайней мере, в том, что касается телевизора, игр и азарта… Вы умеете смотреть на различные ситуации с разных точек зрения – и в этом ваша сила (как родителя). Потому вам не трудно понять своего сына или дочку, их желания и их потребности. Но, каким бы странным вам это ни казалось, тут таится и некая ловушка: ваша «детская» сторона порою перевешивает «взрослую» и не даёт вам вовремя принять меры, чтобы остановить ребёнка, с головой уходящего в виртуальный мир… Поэтому вам нужно научиться определять ту позволительную дозу и помочь ребёнку научиться тому же. Если А и Б примерно поровну. Если на половину вопросов вы ответили «да», несомненно, для вас не представляет большой трудности понять своего ребёнка. И вернуть в реальный мир. Единственное препятствие, стоящее на вашем пути, – привычка. Похоже, что не вы, а она командует вами. Слишком многое вы делаете машинально – потому что привыкли делать и реагировать именно так. Отсюда и теле-компьютерные проблемы, и столкновения, и ссоры, которые мешают вашим отношениям с ребёнком стать по-настоящему гармоничными. Стоит только задуматься как следует и посмотреть на свои действия свежим взглядом, а ещё лучше – с точки зрения ребёнка – и большая проблема распадётся (превратится) в ряд маленьких, которые не так уж и сложно будет решить. Вы творческий человек, просто ваше творческое начало немного задремало в повседневной суете. Но оно не потеряно – и это главное. Если большинство ответов Б. Несомненно, вы мыслите творчески. Правда, несколько не в том направлении. Вас многое не устраивает – но вы как-то терпите это, так как привыкли, притёрлись к такому существованию. Можно сказать, вы зубами держитесь за него. Вы день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем придумываете отговорки и уважительные причины, чтобы ничего не менять. И они очень даже обоснованны (по крайней мере, для вас). Разве это не говорит об изобретательности и изощрённости вашего ума? Для более успешной и созидательной жизни вам надо сделать сущую мелочь: всю эту мощь своего творческого потенциала направить в другое русло. Просто направить все эти творческие способности на то, чтобы изменить ситуацию! Единственное, что этому может помешать, – привычка ходить проторёнными путями, ну и, извините, лень. Впрочем, и тут вас можно понять: жить по-старому, действовать по-старому проще. И всё-таки стоит (попробуйте!) сделать усилие и посмотреть на старые обстоятельства новым взглядом. Какие прекрасные перспективы и новые грани взаимоотношений со своим ребёнком откроются перед вами!

roza.latypova.63@mai: Многие родители обеспечивают себе комфорт, усаживая ребенка за компьютер. Включают познавательную детскую программу или мультфильм, запрещают смотреть слишком близко и считают, что полностью обезопасили своего ребенка. Это большое заблуждение! Даже самая добрая детская передача принесет ребенку больше вреда, чем пользы. Ребенок до 4-х летнего возраст познает мир не головой, а всем своим телом. Он получает осязаемый опыт. И должен иметь доступ к различным видам деятельности, чтобы все нейронные связи мозга были сформированы. Ребенок должен видеть трехмерное пространство, которое можно пощупать, понюхать, облазить, обследовать. Телеэкран показывает мнимую реальность, в которую малыш не может войти. В итоге он не получает вообще никакого опыта. Но еще хуже то, что просмотр принуждает ребенка к неподвижности. А очень многие важные функции мозга и тела ребенка способны развиваться только через движение. В итоге у ребенка снижается желание выполнять трудные задания. Лучше всего как можно больше ограничить время просмотров. И взять на себя ответственность за качественный отбор телематериала, который доступен вашему ребенку. Сейчас на экранах можно увидеть разные детские телепередачи и мультфильмы. К сожалению многие из них просто калечат детскую психику. Не допускайте, чтобы ваш ребенок смотрел мультфильмы и телепередачи, в которых: Буквально «смакуются» сцены насилия и агрессии. Когда дети видят такие мультфильмы, они испытывают страх и массу негативных эмоций. Явное неуважительное поведение к людям и животным. Ребенок будет считать такое поведение нормальным и допустимым. Уродливые персонажи. Неестественные угловатые формы. При просмотре таких мультфильмов у ребенка пропадают четкие ориентиры для оценки персонажа. Добрый герой должен быть красивый, злой наоборот

roza.latypova.63@mai: Многие родители обеспечивают себе комфорт, усаживая ребенка за компьютер. Включают познавательную детскую программу или мультфильм, запрещают смотреть слишком близко и считают, что полностью обезопасили своего ребенка. Это большое заблуждение! Даже самая добрая детская передача принесет ребенку больше вреда, чем пользы. Ребенок до 4-х летнего возраст познает мир не головой, а всем своим телом. Он получает осязаемый опыт. И должен иметь доступ к различным видам деятельности, чтобы все нейронные связи мозга были сформированы. Ребенок должен видеть трехмерное пространство, которое можно пощупать, понюхать, облазить, обследовать. Телеэкран показывает мнимую реальность, в которую малыш не может войти. В итоге он не получает вообще никакого опыта. Но еще хуже то, что просмотр принуждает ребенка к неподвижности. А очень многие важные функции мозга и тела ребенка способны развиваться только через движение. В итоге у ребенка снижается желание выполнять трудные задания. Лучше всего как можно больше ограничить время просмотров. И взять на себя ответственность за качественный отбор телематериала, который доступен вашему ребенку. Сейчас на экранах можно увидеть разные детские телепередачи и мультфильмы. К сожалению многие из них просто калечат детскую психику. Не допускайте, чтобы ваш ребенок смотрел мультфильмы и телепередачи, в которых: Буквально «смакуются» сцены насилия и агрессии. Когда дети видят такие мультфильмы, они испытывают страх и массу негативных эмоций. Явное неуважительное поведение к людям и животным. Ребенок будет считать такое поведение нормальным и допустимым. Уродливые персонажи. Неестественные угловатые формы. При просмотре таких мультфильмов у ребенка пропадают четкие ориентиры для оценки персонажа. Добрый герой должен быть красивый, злой наоборот

Наталия Калуцкая: Здравствуйте! Я работаю учителем информатики в хабаровской школе. В прошлом учебном году (2013-2014) мои ученики провели социологическое исследование в нашей школе на тему "Роль интерента в жизни современного школьника". Формой проведения выбрали онлайн-тестирование на сервисе simpoll.ru. Для анкетирования были привлечены классы с 1 по 11 нашей школы. Так как наша школа является общеобразовательным учебным учреждением и располагается в спальном районе города, семьи обучающихся в школе принадлежат к разным социальным слоям. В ходе исследования были задействованы 505 обучающихся нашей школы. Выяснилось, что интернетом начинают пользоваться в среднем с 7 лет. Если в начальной школе 91% обучающихся работают в глобальной сети, то в старшей школе эта цифра возрастает до 99%. При этом на работу в интернете сегодняшний школьник тратит от 1 до 3 часов в день(41% опрошенных уделяют в день 2 и более часов). Причём, 83% общаются в социальных сетях, 55% играют в он-лайн игры. Работу в сети интернет 57% младших школьников контролируют родители, в старшей школе эта цифра составляет всего 13%. Средняя цифра по школе - 35%. Хотя все школьники являются несовершеннолетними детьми. Конечно же меня эти цифры обеспокоили, ведь сразу возникают вопросы о информационной безопасности, информационной культуре - о информационной гигиене. И вот... Моё желание сбылось - сегодня 30 октября в школах Хабаровска прошёл единый урок по безопасности в сети интернет - в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 01 октября 2014 года № 08-1387 «О проведении единого урока безопасности в сети Интернет». Урок прошёл одновременно у всей школы, включён был дополнительно в расписание звонков во всех классах школы с 1 по 11. Уроки проходили в форме бесед, практических занятий, с просмотром презентаций, видеороликов. Для подготовки урока были использованы материалы с сайта Лиги безопасного интернета (http://www.ligainternet.ru), Сетевичок (http://www.сетевичок.рф), видеоролики - победители конкурса "Безопасный Интернет - детям" (http://youtube.com), методические рекомендации к Единому уроку по безопасности в сети интернет. Мной, как заместителем директора по информатизации, для каждой возрастной группы был подобран дидактический и методический материал. Урок проводили классные руководители. В некоторых старших классах сами обучающиеся изъявили желание провести урок. По словам учеников, материал был интересным и познавательным. Сами учителя признались, что подчерпнули новое для себя. Классные руководители захотели провести родительские собрания на тему безопасности детей в сети интернет. Очень хочется, чтобы такие уроки были хорошей ежегодной традицией!!!

Виктория Басгаль: Спасибо, Наталья, за интересное исследование. Наталия Калуцкая пишет: Работу в сети интернет 57% младших школьников контролируют родители, в старшей школе эта цифра составляет всего 13%. Средняя цифра по школе - 35%. Хотя все школьники являются несовершеннолетними детьми. Мы уже обсуждали с коллегами, что контролем, к сожалению, делу не помочь. «О проведении единого урока безопасности в сети Интернет» Я считаю, что такие уроки должны проводится не один раз в год, а гораздо чаще. Думаю, что информационная гигиена - своего рода культура, которой тоже надо обучать. Более того, чем больше различных инструментов будет для этого применяться, тем лучше.

Лариса Татаринова: Здравствуйте, я работаю в сельской школе Воронежской области Кантемировского района. Наша Касьяновская школа (как и ряд других школ района) вот уже третий год в своей работе использует дистанционное обучение. Сначала это было как наработка опыта, экспериментальная площадка, а теперь по некоторым предметам этот опыт включается в учебный процесс. Несмотря на ограниченность контента по дистанционному образованию, в этой форме деятельности тоже присутствуют определенные правила работы, общения, пересылки информации и ее достоверности. Если детей и их родителей не знакомить с Информационной безопасностью и информационным этикетом, то безграмотность нас победит. В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 01 октября 2014 года № 08-1387 «О проведении единого урока безопасности в сети Интернет» в нашей школе тоже прошли уроки безопасности. Ребята многие отметили для себя полезную информацию. А администрация школы готовит открытый мини-урок для родителей на ноябрьское общешкольное родительское собрание. Спасибо большое за ссылки и рабочие материалы, которые помогли в подготовке этого мероприятия.

Раиса: Здравствуйте. Спасибо за ссылки. Вот как раз использовала данные ссылки для проведения Единого урока безопасности в сети Интернет.

Раиса: вв

Торопова Ольга Анато: Да затронута очень важная тема. хочу воспользоваться материалами , которые нашла на форуме. В наше время это очень важно.

Торопова Ольга Анато: Да затронута очень важная тема. хочу воспользоваться материалами , которые нашла на форуме. В наше время это очень важно.

Литвинова Вера: В наше время нужно соблюдать меры информационной гигиены. Нужно избирательно подходить к Интернету. Никогда не читайте перепосты, ищите источник информации. Меньше смотрите новости. И конечно все это нужно объяснять нашим детям. Нужно научить их отделять правдивую информацию от ложной.

olyaivli: Нужна ли информационная гигиена? Проблема информационной гигиены вовсе не нова, но в наше время она особенно актуальна . Человеку стало трудно справляться с огромным потоком информации, представленной ему в неограниченном доступе. Важно научиться выбирать из этого потока то, что действительно полезно. На самом деле, человек способен быстро оценить полезность информации и понять пригодится ли она ему. Но чтобы получить полезную и важную информацию, он вынужден существовать среди тонн бесполезного информационного мусора. Многие начинают свой день с проверки электронной почты и тратят утренние часы, время максимально продуктивное для мозговой деятельности, на удаление рекламных рассылок , информационного шума в чистом виде. К тому же о вашем ящике возможно уже позаботились за вас. Посещайте только по-настоящему полезные для вас ресурсы. Попробуйте выделить список определенных сайтов, в качестве и необходимости контента которых вы уверены. Так же не имеет смысла подписываться на десятки сообществ в социальных сетях.

Татьяна Силантьева: Вопрос информационной гигиены в наше время очень актуален. Информации вокруг нас очень много, большая часть которой находится в Интернете. Конечно же, ребенку намного сложнее справиться с этим потоком информации, ему необходимо в этом помочь: 1) научить правилам поведения в Интернете; 2) организовать безопасную работу в Интернете; 3) объяснить, какой может быть информация. И это задача не только учителей, но и родителей.

Ирина Астафьева: Здравствуйте! Я согласна со всеми высказываниями. Как учитель и родитель, я считаю актуальной данную тему. Необходимо разъяснять детям об опасностях интернета, так как многие родители не компетентны в этом вопросе, тогда кто же им поможет, если не мы. Большое спасибо за ссылки!

Ирина Астафьева: Здравствуйте! Я согласна с высказываниями всех коллег. В настоящее время интернет несёт много опасностей, о которых дети не знают, а родители не компетентны в этих вопросах. кто же поможет ученикам, если не учитель. Большое спасибо за полезные ссылки, обязательно воспользуюсь!

LaraEg: Виртуальное родительское собрание. Тема: « Наши дети в Интернете». Цель: формирование информационной культуры родителей. Задачи: 1.Познакомить родителей с основами безопасного поведения в сети Интернет для детей. 2.Дать рекомендации родителям, позволяющие сделать использование Internet полезным и менее опасным для детей. 3.Предложить родителям адреса сайтов для получения информации по предметам. Целевая аудитория: родители учащихся 6-7 класса. Предварительная подготовка: анкетирование родителей, учащихся, знакомство с материалами сайтов по теме «Безопасность детей в Интернете». План проведения: 1. Регистрация на сайте ВКонтакте.ру 2. Анкетирование родителей. 3. Лекция для родителей. 4. Рефлексия. Формы работы: анкетирование, лекция, беседа. Необходимое оборудование: класс информатики с компьютерами с выходом в Интернет. Cсылка на полный текст собрания click here Лариса Викторовна Егорова, учитель французского языка МАОУ СОШ № 25 г. Балаково, Саратовская область

Айсуу: Здравствуйте! Я являюсь учителем начальных классов. Мне очень понравилось начало вашего сообщения и затронутая тема. Информационная гигиена очень актуальна для нас всех.Многие учащиеся пользуются услугами интернета и я считаю, что дать основу информационной гигиены обязаны в начальной школе. И я полностью согласна вышеизложенными высказываниями.

Гриманова Светлана: Здравствуйте, коллеги. Спасибо организаторам за поднятый вопрос. Мы живем в мире, где уже нельзя совсем отказаться от Интернета, но очень важно научить детей думать о последствиях действий в сети. Спасибо за ссылки!

Виктория Басгаль: Коллеги, спасибо большое за ваше активное участие в обсуждении поднятой нами темы!!! К сожалению, время, отведенное на обсуждение данной темы приближается к концу. В начале декабря состоится ВЕБИНАР по итогам нашего обсуждения!!! Давайте попробуем все же СФОРМУЛИРОВАТЬ некоторые РЕКОМЕНДАЦИИ для педагога, родителей и детей по соблюдению информационной гигиены.

nadmk@mail.ru: Рекомендации для родителей: 1. Больше общайтесь со своими детьми, обращайтесь к ним за помощью с компьютером (показывая ребенку его значимость, вы завоевываете его большее доверие). Старайтесь узнать круг общения и увлечения своего ребенка. 2. Не ругайте ребенка за его общение в социальных сетях, лучше поинтересуйтесь в каких сетях он зарегистрирован и почему ему там интересно. 3. Если сами зарегистрированы в социальной сети, не видитесь на интернет - знакомства. ПОМНИТЕ: ребенок копирует Вас. А для него интернет - знакомства могут привести к беде. 4. А еще лучше собирайте большие детские компании за настольными играми, показывая всю прелесть живого общения.

Демко Елена: здравствуйте. информационная гигиена в наще время важна и актуальна. начиная с дошкольного возраста дети имеют возможность общения и поиска информационных ресурсов и нередко родители не контролтруют это. главное ребенок занят! безопасность информации нужна обязательно и хорошо если это будет на начальном уровне входа в интернет, т.е. с разрешения и регистрации родителей.

Наталья Шляхова: Разрешите присоединиться к обсуждению. Действительно, вопрос информационной гигиены очень волнует нас, педагогов. Ведь кроме знаний на уроках информатики об "правильном" и "неправильном" использовании Интернета, наша задача ВОСПИТАТЬ. Я работаю в педагогическом колледже со студентами от 16 и старше. В колледж ребята приходят уже знающие и опытные пользователи. Тогда вопрос стоит не о информационной безопасности, а о том, чтобы сформировать нравственные, духовные ориентиры. И тогда вопрос информационной гигиены становится составляющим ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ человека.

Виктория Басгаль: Да, действительно, человек на протяжении всей жизни получает информацию и перерабатывает ее. Именно поэтому соблюдение информационной гигиены, формирование и развитие умений именно такой деятельности не теряет своей актуальности. В течение жизни источники информации меняются, значение той или иной информации для человека тоже меняется, но так или иначе информация оказывает влияние на человека. И то каким будет это влияние - зависит от НАС САМИХ! Давайте будем более внимательны ко всему тому, что мы видим, слышим, читаем!

Гриманова Светлана: Можно порекомендовать родителям зарегистрироваться в тех же соц. сетях, в которых зарегистрированы их дети. В-первых, это позволит родителям быть в курсе того чем живет ребенок вне школы и дома. Во-вторых, позволяет хоть как-то оградить ребенка от нежелательных контактов. В-третьих, возможно, сблизить родителей и детей, ведь не секрет, что иногда, непонимание молодежной субкультуры, приводит к проблемам в общении.

Наталья Шляхова: Рекомендации для педагогов: Не отправляйте учеников в "свободное плавание" по Интернету. Ведь неизвестно, какие "течения" им встретятся. Давая задание, рекомендуйте ссылки на проверенные вами сайты. Приложите усилия, чтобы сделать окружение ваших учеников привлекательным, ярким, событийным, эмоционально позитивным (совместные мероприятия, экскурсии, посещение выставок и т.д.). Запретами невозможно решить проблему безопасности в Интернете. Показать хороший пример - в наших силах.

Нина Владимировна: По данному вопросу должны помочь учащемуся как педагоги, так и родители. На мой взгляд, часто напоминать о том, как вести себя в Интернете, что можно смотреть, а что нельзя.Напоминать, что информация не всегда может быть достоверной, что ее необходимо проверить и "переработать".

Фидалина: Интернет – это мощный инструмент для школы и знаний. В то же время он может быть опасным, предлагая ребенку порнографию, а также личные встречи с нежелательными для них Интернет-«друзьями». С каждым годом количество людей, попавших в сети Всемирной паутины, неуклонно растет. Если еще десять лет назад во всем мире Интернетом пользовались лишь 182 млн. человек, то сегодня только в России насчитывается свыше 10 млн. пользователей Интернета, из которых несколько миллионов — дети. По данным исследований, около 60% подростков ежедневно общаются в интернет-чатах. Однако виртуальный мир, которого совсем не боятся дети и почти не опасаются родители, способен причинить вполне реальный вред. Интернет — это вовсе не то место, где можно чувствовать себя защищенным. Эксперты утверждают, что трое из четырех детей готовы делиться в онлайне информацией о себе и своей семье в обмен на товары и услуги. А каждый пятый ребенок ежегодно становится мишенью злоумышленников. «Безопасность детей в Интернете»,выделили следующие угрозы: - угроза заражения вредоносным программным обеспечением; - доступ к нежелательному содержимому (материалы с пропагандой насилия и наркотиков, порнография, страницы, подталкивающие подростков к самоубийствам и убийствам и т.д.); - контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.

Виктория Басгаль: Основной принцип информационной безопасности, как отмечают специалисты, АБСОЛЮТНОЙ ЗАЩИТЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!! Думаю, что нельзя быть уверенным в том, что мы все предусмотрели и обо всем знаем. Поэтому наша задача - так сказать,МИНИМИЗИРОВАТЬ УЩЕРБ, который может быть нанесен. А это еще раз подтверждает нашу мысль, коллеги, о том, что обеспечение информационной гигиены - не одномоментное действие, а комплекс мероприятий, предпринимаемых на протяжении всей жизни человека.

Владислав: "Информационная безопасность". После оранжевых революций и других подобных событий, продолжающихся и сейчас, например на Украине, это словосочетание приобрело более широкий смысл и касается не только сети интернет. ИБ (информационная безопасность), по моему мнению это всё, что может быть связано с системами информационного обмена и взаимодействия, включая в себя так же телевидение и радио, вплоть до демонстраций и концертов. Как показала практика, информационный посыл может иметь разнохарактерную природу, поэтому понятие ИБ для меня - это снижение (к сожалению только так!) вредоносного воздействия определённых информационных каналов.

Владислав: А под "Информационной гигиеной" стоит понимать навык, дающий его обладателю силы противостоять потокам информации, способность к анализу и критическому мышлению. Ну, а что касается "Информационной гигиены" в сетях интернет, то правила здесь так же просты как и в жизни: "Береги свои личные данные с молоду!"

Алёна Игоревна: Добрый вечер, коллеги! Тема очень, я бы сказала даже не актуальная, а злободневная. Вопрос информационной безопасности стоит очень остро в нашем обществе. Ведь информация подстерегает наших детей везде: гуляют ли они на улице, посещают ли кафе, театры, смотрят ли телевизор или читают книги (а они читают! не всегда, правда, то что хотелось бы нам, но читают). Но вопрос в том, что это за информация, для чего она нашим детям и какие идеалы она им несёт. Рассматривать эту тему, касаясь только интернета, не совсем правильно, а точнее очень узко и ограниченно. Какие ценности несёт нашим детям современное общество, какие понятия формирует в их несозревшем и очень гибком сознании? Эти вопросы волнуют меня как маму и как педагога. Современные игрушки... Давайте посмотрим на них, ведь это тоже в каком то роде источники информации. Если мы в своём детстве играли в пупсов: пеленали их, варили кашу в пластмассовой тарелочке, качали их, тем самым формируя в себе материнский инстинкт, умение заботиться и любить, то тогда что же формируют в наших девочках современные куклы Барби, Монстры Хай и феи Винкс? Как играть с этими куклами? Ничего кроме культа внешности и потребительства они не воспитывают... Современная мультипликация тоже, к сожалению, не несёт в себе семейных ценностей. Кстати, образ семьи зачастую вообще отсутствует в мультиках (Маша и медведь, губка Боб, смешарики и т.д.). Я не спорю, есть и хорошее, но плохого всё таки больше. Я уже совсем помолчу о современных сериалах и юмористических шоу ("Реальные пацаны", "Универ", "Счастливы вместе", "Камеди клаб" и т.д.). Соц.сети - это тоже огромное поле для размышлений и бесед с детьми и родителями. Но что же делать? Ограничивать? Запрещать? Конечно нет! Я считаю, что только развитое критическое мышление у детей и подростков может гарантировать ребёнку информационную безопасность. Поэтому именно эта задача должна стоять перед нами, взрослыми. Очень интересно было читать ваши сообщения и высказывания! Со всеми согласна. Но работать в первую очередь необходимо с родителями и доносить до них важность этого вопроса. Ведь семья - это важнейший институт, это фундамент, от которого зависит станет ли ребёнок здоровым, во всех отношениях, членом общества или нет.

lbekenewa: Здравствуйте! Я учитель информатики. Считаю данную проблему очень актуальной. Большое спасибо за ссылки.

Валеева Фидалина: Виктория Басгаль, спасибо

Виктория Басгаль: Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в вебинаре по теме "Информационная гигиена", который состоится 5 декабря 2014 года в 15:00 мск. Там мы подведем итоги нашего обсуждения, сформулируем конкретные пути решения выявленных нами проблем и задач!

Виктория Басгаль: Коллеги, прошу прощения! Вебинар "Информационная гигиена" состоится 5 декабря 2014 года в 14:00 мск., а не в 15:00.

TatianaAnatolievna: Здравствуйте! Обсуждение и вебинар, конечно, пропустила, но тоже хочу высказаться... В информационной среде очень много непроверенной, ошибочной информации, и ученики во время подготовки, пользуясь только сетью Интернет, делают огромное количество ошибок. Более того, они абсолютно уверены, что все что написано в сети чистая правда (опубликовано ведь!!!), а "темный" учитель со своими книгами ничего не знает... Очень сложно изменить подобное мнение, тем более, что оно сейчас доминирует.



полная версия страницы