Форум » VI Дистанционный Педсовет "IT-педагогика" » Октябрь-Ноябрь 2014 "Информационная гигиена" » Ответить

Октябрь-Ноябрь 2014 "Информационная гигиена"

Виктория Басгаль: Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему. (Гаутама Будда) Согласно Энциклопедическому словарю, Гигиена – (от греч. hygieinos - здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Информационная гигиена – система знаний, изучающая закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающая мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Цель информационной гигиены — предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды. В задачи информационной гигиены может входить разработка основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации. Научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов. Уважаемые участники обсуждения! Убедительная просьба регистрироваться на форуме под своим реальным именем, чтобы наше с вами общение не было безличным и мы могли обращаться друг к другу по имени!

Ответов - 96, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Elechka: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня с недавнего времени еще больше стал интересовать этот вопрос, так как у самой подрос ребенок. Как учитель вроде бы я предполагала как обезопасить детей от пагубного влияния Интернета. Вспоминаю два слова, которые я говорила родителям, как классный руководитель: "Ограничить! Контролировать!" Но не все так просто, как оказалось на деле. Ребенок растет, ему все интересно, сказать ему твердое НЕЛЬЗЯ невозможно, ведь многие его сверстники пользуются интернетом, сидят в соц.сетях и хочется чтобы и твой ребенок был "в русле". Где границы дозволенности? Для меня это все же остается загадкой.

ЛОРА: Добрый вечер!Как же все таки добыть ребенку интересующую информацию, а не отвлекаться на разные рекламы и сногшебательные видео, ведущие к "выносу мозга"? Какой же фильтр необходимо ставить нашим детям в мозгах, чтобы они могли не всему верить, что читают и смотрят?Наверное это проблема нашего общества в целом. Кому,например, нужна эта пестреющая реклама, которая "висит" на всех сайтах, даже детских, создатели которой, считают, что чем пошлее, тем интереснее,которая отвлекает и порой даже раздражает......А переизбыток ненужных сайтов, в которых порой, чтобы что-то прочитать, надо час плутать по нему, потом удалять кучу вирусов и не факт, что добудешь, что-нибудь полезное.... А ведь качество информации во многом определяет нашу жизнь, так же как качество еды определяет наше здоровье...Может лучше быть голодным от информации, чем быть напичканным всяким мусором? Я считаю, что должны быть цензоры, определяющие контроль детей в интернете, а так же контроль за сайтами,с разного вида информации...

ЛОРА: Добрый вечер!Как же все таки добыть ребенку интересующую информацию, а не отвлекаться на разные рекламы и сногшебательные видео, ведущие к "выносу мозга"? Какой же фильтр необходимо ставить нашим детям в мозгах, чтобы они могли не всему верить, что читают и смотрят?Наверное это проблема нашего общества в целом. Кому,например, нужна эта пестреющая реклама, которая "висит" на всех сайтах, даже детских, создатели которой, считают, что чем пошлее, тем интереснее,которая отвлекает и порой даже раздражает......А переизбыток ненужных сайтов, в которых порой, чтобы что-то прочитать, надо час плутать по нему, потом удалять кучу вирусов и не факт, что добудешь, что-нибудь полезное.... А ведь качество информации во многом определяет нашу жизнь, так же как качество еды определяет наше здоровье...Может лучше быть голодным от информации, чем быть напичканным всяким мусором? Я считаю, что должны быть цензоры, определяющие контроль детей в интернете, а так же контроль за сайтами,с разного вида информации...


Наталья Александровн: Спасибо за ссылки от 4 октября. Я считаю, что предложенные материалы будет полезно использовать и при работе с родителями, т.к. первый выход в сеть дети делают гораздо раньше, чем придут к учителю информатики. Часто родители сами подталкивают детей в сеть, чтобы высвободить себе время, а к чему это приводит в последствии все хорошо знают.

Наталья Александровн: Спасибо за ссылки от 4 октября. Я считаю, что предложенные материалы будет полезно использовать и при работе с родителями, т.к. первый выход в сеть дети делают гораздо раньше, чем придут к учителю информатики. Часто родители сами подталкивают детей в сеть, чтобы высвободить себе время, а к чему это приводит в последствии все хорошо знают.

Наталья Д: Добрый вечер! Проблему информационной гигиены в руководящих структурах решили за счет тройной контент фильтрации, установленной в образовательных организациях. Но теперь в школах вообще невозможно воспользоваться информацией из Интернета. Теперь готовить проектные, исследовательские работы ученики и педагоги могут только в домашних условиях, а дома контент фильтра нет. Разве проблема решена?

Виктория Басгаль: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада, что тема, предложенная для обсуждения, вызвала такой интерес. Прежде всего, я думаю, ограничивать не стоит – «запретный плод – сладок». Поэтому сказав НЕЛЬЗЯ, вы подстегиваете интерес ребенка, и он все равно найдет способ это НЕЛЬЗЯ обойти. Понятно, что время, проводимое за компьютером, должно быть дозировано. А информацию, которую ребенок может получать из сети, лучше фильтровать. Как совершенно верно заметила Татьяна, многие компании на сегодняшний день предлагают различные способы решения проблемы защиты наших детей от «вредной» или «ненужной» информации. Некоммерческая организация, контролирующая распространение информации в Интернете «Лига Интернет», ведет активную просветительскую работу по обеспечению безопасной работы детей и подростков в глобальной сети (http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/). Они организовали родительский канал. Аналитическим центром Anti-Malware.ru опубликованы результаты теста наиболее известных родительских фильтров предлагаемых антивирусными компаниями (http://www.anti-malware.ru/parental_control_test_2012). Операторы сотовой связи также стараются «идти в ногу» с современными запросами общества: • ОАО «МегаФон» запустил тариф "Детский Интернет", предназначенный для защиты детей дошкольного и младшего школьного возраста. В основе тарифа лежит технология «белых списков» разработанная компанией ООО "Интернет Цензор"; • МТС предлагает услугу «Детский пакет», который ограничивает доступ ребенка к большинству нежелательных сайтов в Интернете; используется принцип «черного списка» и запрещается прямой доступ к веб-страницам, содержащим информацию для взрослых, азартные игры, нецензурную лексику, экстремистские, пропагандирующие насилие или наркотики материалы и т.п.; запрещает отправку и прием платных SMS/MMS с коротких номеров, а также звонки на платные короткие номера; запрещает рассылку рекламного характера от МТС на номер, которым пользуется ребенок. Поисковые системы предлагают свой способ решения – использовать детские браузеры или надстройки для браузеров: • семейный поиск от Яндекс – www.family.yandex.ru; • Google Chrome предложил русскоязычное бесплатное расширение браузера с функцией родительского контроля (в сотрудничестве с российской компанией «Новое поколение») – Гогуль. • Бесплатный детский браузер «KidZui» у нас не очень известен, а на западе отмечен премиями и большим вниманием – от «Wall Street Journal» и «USA Today», в частности. • Компания Quintura выпустила детский интернет-фильтр «КиберПапа»! Отключить фильтр могут только родители. Программа бесплатна, работает с любыми браузерами и имеет собственную систему поиска и навигации по детским ресурсам «Quintura для детей».

Светлана Колесникова: Здравствуйте! Я - учитель информатики. Мы в своей школе уже много лет проводим просветительскую работу по правильному и безопасному использованию компьютера в целом, а не только сети Интернет. Реализовали социальные проекты "Ребёнок у компьютера: ЗА или ПРОТИВ", "Сотовый в школе: друг или враг", ежегодно на родительских собраниях и классных часах проводим просветительскую работу.

Татьяна Намикос: Нашла по поводу Информационной гигиены следующую ссылку: http://www.olbuss.ru/upload/iblock/8c6/8c64ae35b9a5fbe81b74ec6abaf79222.pdf Это отрывок из книги Белкин С. глава Информационная гигиена. Может пригодиться для подготовки к родительскому собранию или для беседы со старшими учениками. Особенно понравился эпиграф из "Собачье сердце" М. Булгакова: Преображенский: Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет. Борменталь: Гм… Да ведь других нет. Преображенский: Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», — теряли в весе. […] Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетенное состояние духа. М. Булгаков "Собачье сердце" глава III)  и тест для самопроверки.   

nadmk@mail.ru: Здравствуйте коллеги. Прочитала все сказанное ранее. Я согласна надо говорить об информационной гигиене в сети Интернет. Правда в школе у нас стоят антицензоры и дети не имеют возможности выходить в социальные сети, как и на сайты с порнографией и садизмом, терроризмом и прочим. Но наши дети находятся в постоянном информационном потоке. Для меня становится привычным видеть первоклассников обсуждающих события на Украине, и эту информацию дети большей частью черпают из СМИ и разговоров в семье. И таким образом мы подходим к тому что большей частью за гигиену как информационную так и личную отвечает семья. В школе мы можем корректировать, пытаться защитить (не надо идти в гости к незнакомому дяденьке, не надо общаться и встречаться со всеми с кем познакомился в сети и так далее), но если дома мама или папа знакомятся в сети интернет (а таких поверьте огромное количество) школа будет беспомощна. Хотя будучи родителем я сталкиваюсь с интересной информацией приносимой ребенком со школы с уроков истории, например: Америка воевала за Афганистан, а Россия против. Ленин был немецким шпионом. Понятно, что начинаешь объяснять, заставлять смотреть ребенка документальные фильмы и при этом ощущаешь себя беспомощной в "таком" информационном потоке. Чему мы должны учить детей так это уметь находить истину (вычленять факты), не доверять рекламе и "Сенсационным сообщениям". Стараться получать информацию из "различных источников", искать факты и уметь взглянуть на ситуацию позиций разных людей. А это можно делать на любом уроке, мероприятии, перемене.

Виктория Басгаль: Да, Татьяна, книга Белкина, на мой взгляд, действительно заслуживает внимания. В ней есть вопросы для самотестирования, которые можно использовать на уроках, классных часах и родительских собраниях, и конкретные советы по соблюдению информационной гигиены. Я считаю, что Надежда (nadmk@mail.ru) абсолютно точно подметила, что детей нужно не ограждать от информации, не фильтровать факты за них, а научить их самих это делать. В современном мире "проверка достоверности информации" должна стать жизненным кредо любого человека. Что касается СМИ, то здесь ситуация достаточно сложная. Тут взрослому человеку не всегда удается разобраться, истинная информация или ложная. Ни для кого не секрет, что существуют так называемые ВБРОСЫ (искусственно раскрученные новости). Рекомендую почитать на эту тему исследования Игоря Ашманова – специалиста в области искусственного интеллекта и интернет-технологий: • http://foma.ru/pod-vlastyu-mentalnogo-virusa-ili-kak-otlichit-vbros-ot-novosti.html • http://www.pravmir.ru/novost-ili-vbros-mify-i-realnost-interneta/ • http://poznavatelnoe.tv/ashmanov_vbros Кроме вбросов Ашманов говорит об информационной войне, ментальном вирусе, заказных форумах, подставных людях в социальных сетях и др.

Elenka: Я думаю, что уже со школьной скамьи необходимо обучать не только основам компьютерной грамотности, но и информационной гигиене, уже сегодня без неё не обойтись. Информационная гигиена во многом схожа с элементарными правилами питания. Мы питаемся, чтобы жить. Нам нужны данные, чтобы принимать решения. Любой учитель, а дальнейшем и его ученики, прежде всего, оперируют данными. На основании полученной информации, мы делаем умозаключения и принимаем решения. Информация, обрушивается на нас отовсюду, сегодня-это в большинстве своем, интернет. Перескакивание с сайта на сайт, трёп по аське или общение в чате, создают иллюзию занятости и осмысленности времяпрепровождения. Важно учить детей тому, что прежде чем зайти в интернет, необходимо чётко формулировать, что они хотят в нём найти. Правило очень простое, но экономит массу времени.

Татьяна Намикос: Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский Современные школьники, несмотря на то, что проводят много времени в интернете, совершенно не умеют читать, а даже, если и читают, то не могут оценить полученную информацию. На уроках литературы они учатся анализировать художественные тексты... Но кроме художественных текстов, в обычной жизни мы чаще сталкиваемся с научным и публицистическим... А анализировать, читать такие тексты, к сожалению, не учат на литературе, по крайней мере пока... Может, конечно, я не права, но я только недавно на курсах повышения квалификации узнала о Технологии продуктивного чтения. Мне, кажется, что эта технология смогла бы помочь ученикам ориентироваться и размышлять, получая информацию.

Нина Владимировна: Добрый день, уважаемые коллеги. В рамках данной темы меня волнует следующий вопрос. Мне как учителю истории приходится сталкиваться с недостоверной информацией в сети интернет. Данной информацией пользуются учащиеся, делятся со своими одноклассниками. Приходится объяснять, что информацию необходимо проверять, перерабатывать и пользоваться интернетом "с умом". Но, к сожалению, это не всегда помогает. Еще больше расстраивает и то, что с недостоверной информацией невозможно бороться. Стоит только надеяться на разум детей.

Аминур: Спасибо Татьяне за ссылку. Прочитала отрывок из книги Белкина. Очень хороший материал для проведения классных часов, родительских собраний по данной теме.



полная версия страницы