Форум » VI Дистанционный Педсовет "IT-педагогика" » Октябрь-Ноябрь 2014 "Информационная гигиена" » Ответить

Октябрь-Ноябрь 2014 "Информационная гигиена"

Виктория Басгаль: Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему. (Гаутама Будда) Согласно Энциклопедическому словарю, Гигиена – (от греч. hygieinos - здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Информационная гигиена – система знаний, изучающая закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающая мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Цель информационной гигиены — предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды. В задачи информационной гигиены может входить разработка основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации. Научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов. Уважаемые участники обсуждения! Убедительная просьба регистрироваться на форуме под своим реальным именем, чтобы наше с вами общение не было безличным и мы могли обращаться друг к другу по имени!

Ответов - 96, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

roza.latypova.63@mai: Тест из книги Нины и Заряны Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера», издательство «София». * * * Все мы когда-то были детьми. И все умели мыслить непредвзято и творчески. А сейчас? Не запылилось ли ваше творческое начало в будничной суете? Можете и, главное, хотите ли вы находить оригинальные решения для детских проблем? Ведь чтобы оттащить ребёнка от компьютера, надо много фантазии и энтузиазма. Этот тест поможет вам узнать, сложно или легко вам понять своего ребёнка и что может этому помешать. Вашему вниманию предлагаются различные ситуации. Как вы поступите? № 1. Вы смотрите любимую передачу по любимому телевизору, и вдруг любимое чадо, как индеец, набрасывается на вас и, кажется, пытается снять скальп. Вы: А. Придумываете ловкий ход и умудряетесь усадить его рядом, чтобы смотреть вместе. Б. Думаете: всё, отсмотрелась/отсмотрелся – и это действительно так. № 2. У вас есть дело (занятие), о котором вы можете сказать без ложной скромности: «Я делаю это лучше других, и делаю это с удовольствием»? А. Да. Б. Нет. № 3. Когда ваш ребёнок сидит в Интернете, вам хочется посмотреть, куда его занесло на этот раз? А. Да, и нахожу повод поинтересоваться, увидеть воочию. Б. Да, но, увы, я не в курсе. № 4. Вы рассказывали когда-нибудь ребёнку о тех моментах своего детства, когда вы чувствовали себя победителем? А. Рассказываю и ощущаю при этом эмоциональный подъём! Б. Иногда, по случаю… № 5. У вас есть любимая виртуальная игра, от которой вам трудно оторваться, когда вы входите в азарт? А. Да-да-да! Б. Нет. № 6. Вы умеете красиво приврать, рассказывая кому-то (хоть коллеге, хоть своему ребёнку) о своих победах (будь то рыбалка, виртуальная игра или семейные хроники)? А. А почему бы и нет? Ничего плохого в том, что я приукрашиваю, не будет. Б. А зачем? № 7. Кажется, у детки появилось очередное увлечение. Он/она будет делиться, обсуждать это с вами? А. Пожалуй, да. Б. Пожалуй, нет. № 8. Вы любите читать те газеты-журналы, которые преподносят своим читателям сенсационные новости, похожие на газетные утки? А. И чтоб с «изюминкой»… Б. Фи!.. № 9. Вы смотрите боевик или ужастик, а ваш малыш крутится рядом и явно скучает. Вы оставите телевизор или постараетесь найти ребёнку другое занятие? А. Ребёнок не должен смотреть всякие ужасы. Неохотно выключаю. Б. Нахожу, чем бы занять ребёнка. Имею же я право на отдых. № 10. Вы любите мечтать? А. Люблю, особенно вечерами, под хорошее настроение… Б. Опасаюсь: размечтаешься, а вдруг потом захочется, а ничего не получится…обидно. № 11. Вы совершенно свободны. Малыш просит поставить ему мультик и даёт понять, что смотреть его он будет только вместе с вами. Вы охотно присядете рядом, чтобы попереживать вместе с ним? А. Да, вместе интереснее. Б. Если только самый любимый… забавный. № 12. Чтобы добыть нужную вещь (которую вам очень-очень хочется заиметь), придётся погоняться за ней (например, по магазинам) и проявить смекалку. Вы будете ради этого тратить время и силы? А. Конечно, ведь очень хочется. Б. Как-нибудь обойдусь. № 13. Скоро начнётся ваша любимая передача, а вас задерживает знакомый (коллега, начальник, родственник). Ради того чтоб не пропустить шоу, вы: А. В состоянии придумать повод и «отвертеться» от этого человека (или задания, поручения, которое он вам даёт). Б. Нет, это неприлично, да и отношения могут испортиться. № 14. Путешествуя и отдыхая, вы любите попадать в новые незнакомые места? А. И даже в нестандартные ситуации. Б. Знакомое как-то надёжней… № 15. Есть ли у вас такое общее дело, которое вы делаете «на двоих», – только вы и ребёнок? А. Даже несколько… Б. Ну, как вам сказать… вероятно, да. № 16. Вам надо взяться за довольно-таки нудную работу, но «время терпит» и делать очень не хочется. Вы легко находите повод отложить её на «потом»? А. Запросто. Б. Нет, с трудом (даже если повод придумаю – совесть замучит). Результаты Если большинство ответов А. Вы человек творческий и незаурядный – по крайней мере, в тех вопросах, которые касаются воспитания вашего ребёнка. Вы ещё не забыли своё детство, и чувства и желания тех лет легко возвращаются к вам. Прекрасно, что вы не запихиваете их обратно, а пытаетесь реализовать (и часто у вас это получается). У вас с ребёнком много общих интересов и пристрастий. По крайней мере, в том, что касается телевизора, игр и азарта… Вы умеете смотреть на различные ситуации с разных точек зрения – и в этом ваша сила (как родителя). Потому вам не трудно понять своего сына или дочку, их желания и их потребности. Но, каким бы странным вам это ни казалось, тут таится и некая ловушка: ваша «детская» сторона порою перевешивает «взрослую» и не даёт вам вовремя принять меры, чтобы остановить ребёнка, с головой уходящего в виртуальный мир… Поэтому вам нужно научиться определять ту позволительную дозу и помочь ребёнку научиться тому же. Если А и Б примерно поровну. Если на половину вопросов вы ответили «да», несомненно, для вас не представляет большой трудности понять своего ребёнка. И вернуть в реальный мир. Единственное препятствие, стоящее на вашем пути, – привычка. Похоже, что не вы, а она командует вами. Слишком многое вы делаете машинально – потому что привыкли делать и реагировать именно так. Отсюда и теле-компьютерные проблемы, и столкновения, и ссоры, которые мешают вашим отношениям с ребёнком стать по-настоящему гармоничными. Стоит только задуматься как следует и посмотреть на свои действия свежим взглядом, а ещё лучше – с точки зрения ребёнка – и большая проблема распадётся (превратится) в ряд маленьких, которые не так уж и сложно будет решить. Вы творческий человек, просто ваше творческое начало немного задремало в повседневной суете. Но оно не потеряно – и это главное. Если большинство ответов Б. Несомненно, вы мыслите творчески. Правда, несколько не в том направлении. Вас многое не устраивает – но вы как-то терпите это, так как привыкли, притёрлись к такому существованию. Можно сказать, вы зубами держитесь за него. Вы день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем придумываете отговорки и уважительные причины, чтобы ничего не менять. И они очень даже обоснованны (по крайней мере, для вас). Разве это не говорит об изобретательности и изощрённости вашего ума? Для более успешной и созидательной жизни вам надо сделать сущую мелочь: всю эту мощь своего творческого потенциала направить в другое русло. Просто направить все эти творческие способности на то, чтобы изменить ситуацию! Единственное, что этому может помешать, – привычка ходить проторёнными путями, ну и, извините, лень. Впрочем, и тут вас можно понять: жить по-старому, действовать по-старому проще. И всё-таки стоит (попробуйте!) сделать усилие и посмотреть на старые обстоятельства новым взглядом. Какие прекрасные перспективы и новые грани взаимоотношений со своим ребёнком откроются перед вами!

roza.latypova.63@mai: Многие родители обеспечивают себе комфорт, усаживая ребенка за компьютер. Включают познавательную детскую программу или мультфильм, запрещают смотреть слишком близко и считают, что полностью обезопасили своего ребенка. Это большое заблуждение! Даже самая добрая детская передача принесет ребенку больше вреда, чем пользы. Ребенок до 4-х летнего возраст познает мир не головой, а всем своим телом. Он получает осязаемый опыт. И должен иметь доступ к различным видам деятельности, чтобы все нейронные связи мозга были сформированы. Ребенок должен видеть трехмерное пространство, которое можно пощупать, понюхать, облазить, обследовать. Телеэкран показывает мнимую реальность, в которую малыш не может войти. В итоге он не получает вообще никакого опыта. Но еще хуже то, что просмотр принуждает ребенка к неподвижности. А очень многие важные функции мозга и тела ребенка способны развиваться только через движение. В итоге у ребенка снижается желание выполнять трудные задания. Лучше всего как можно больше ограничить время просмотров. И взять на себя ответственность за качественный отбор телематериала, который доступен вашему ребенку. Сейчас на экранах можно увидеть разные детские телепередачи и мультфильмы. К сожалению многие из них просто калечат детскую психику. Не допускайте, чтобы ваш ребенок смотрел мультфильмы и телепередачи, в которых: Буквально «смакуются» сцены насилия и агрессии. Когда дети видят такие мультфильмы, они испытывают страх и массу негативных эмоций. Явное неуважительное поведение к людям и животным. Ребенок будет считать такое поведение нормальным и допустимым. Уродливые персонажи. Неестественные угловатые формы. При просмотре таких мультфильмов у ребенка пропадают четкие ориентиры для оценки персонажа. Добрый герой должен быть красивый, злой наоборот

roza.latypova.63@mai: Многие родители обеспечивают себе комфорт, усаживая ребенка за компьютер. Включают познавательную детскую программу или мультфильм, запрещают смотреть слишком близко и считают, что полностью обезопасили своего ребенка. Это большое заблуждение! Даже самая добрая детская передача принесет ребенку больше вреда, чем пользы. Ребенок до 4-х летнего возраст познает мир не головой, а всем своим телом. Он получает осязаемый опыт. И должен иметь доступ к различным видам деятельности, чтобы все нейронные связи мозга были сформированы. Ребенок должен видеть трехмерное пространство, которое можно пощупать, понюхать, облазить, обследовать. Телеэкран показывает мнимую реальность, в которую малыш не может войти. В итоге он не получает вообще никакого опыта. Но еще хуже то, что просмотр принуждает ребенка к неподвижности. А очень многие важные функции мозга и тела ребенка способны развиваться только через движение. В итоге у ребенка снижается желание выполнять трудные задания. Лучше всего как можно больше ограничить время просмотров. И взять на себя ответственность за качественный отбор телематериала, который доступен вашему ребенку. Сейчас на экранах можно увидеть разные детские телепередачи и мультфильмы. К сожалению многие из них просто калечат детскую психику. Не допускайте, чтобы ваш ребенок смотрел мультфильмы и телепередачи, в которых: Буквально «смакуются» сцены насилия и агрессии. Когда дети видят такие мультфильмы, они испытывают страх и массу негативных эмоций. Явное неуважительное поведение к людям и животным. Ребенок будет считать такое поведение нормальным и допустимым. Уродливые персонажи. Неестественные угловатые формы. При просмотре таких мультфильмов у ребенка пропадают четкие ориентиры для оценки персонажа. Добрый герой должен быть красивый, злой наоборот


Наталия Калуцкая: Здравствуйте! Я работаю учителем информатики в хабаровской школе. В прошлом учебном году (2013-2014) мои ученики провели социологическое исследование в нашей школе на тему "Роль интерента в жизни современного школьника". Формой проведения выбрали онлайн-тестирование на сервисе simpoll.ru. Для анкетирования были привлечены классы с 1 по 11 нашей школы. Так как наша школа является общеобразовательным учебным учреждением и располагается в спальном районе города, семьи обучающихся в школе принадлежат к разным социальным слоям. В ходе исследования были задействованы 505 обучающихся нашей школы. Выяснилось, что интернетом начинают пользоваться в среднем с 7 лет. Если в начальной школе 91% обучающихся работают в глобальной сети, то в старшей школе эта цифра возрастает до 99%. При этом на работу в интернете сегодняшний школьник тратит от 1 до 3 часов в день(41% опрошенных уделяют в день 2 и более часов). Причём, 83% общаются в социальных сетях, 55% играют в он-лайн игры. Работу в сети интернет 57% младших школьников контролируют родители, в старшей школе эта цифра составляет всего 13%. Средняя цифра по школе - 35%. Хотя все школьники являются несовершеннолетними детьми. Конечно же меня эти цифры обеспокоили, ведь сразу возникают вопросы о информационной безопасности, информационной культуре - о информационной гигиене. И вот... Моё желание сбылось - сегодня 30 октября в школах Хабаровска прошёл единый урок по безопасности в сети интернет - в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 01 октября 2014 года № 08-1387 «О проведении единого урока безопасности в сети Интернет». Урок прошёл одновременно у всей школы, включён был дополнительно в расписание звонков во всех классах школы с 1 по 11. Уроки проходили в форме бесед, практических занятий, с просмотром презентаций, видеороликов. Для подготовки урока были использованы материалы с сайта Лиги безопасного интернета (http://www.ligainternet.ru), Сетевичок (http://www.сетевичок.рф), видеоролики - победители конкурса "Безопасный Интернет - детям" (http://youtube.com), методические рекомендации к Единому уроку по безопасности в сети интернет. Мной, как заместителем директора по информатизации, для каждой возрастной группы был подобран дидактический и методический материал. Урок проводили классные руководители. В некоторых старших классах сами обучающиеся изъявили желание провести урок. По словам учеников, материал был интересным и познавательным. Сами учителя признались, что подчерпнули новое для себя. Классные руководители захотели провести родительские собрания на тему безопасности детей в сети интернет. Очень хочется, чтобы такие уроки были хорошей ежегодной традицией!!!

Виктория Басгаль: Спасибо, Наталья, за интересное исследование. Наталия Калуцкая пишет: Работу в сети интернет 57% младших школьников контролируют родители, в старшей школе эта цифра составляет всего 13%. Средняя цифра по школе - 35%. Хотя все школьники являются несовершеннолетними детьми. Мы уже обсуждали с коллегами, что контролем, к сожалению, делу не помочь. «О проведении единого урока безопасности в сети Интернет» Я считаю, что такие уроки должны проводится не один раз в год, а гораздо чаще. Думаю, что информационная гигиена - своего рода культура, которой тоже надо обучать. Более того, чем больше различных инструментов будет для этого применяться, тем лучше.

Лариса Татаринова: Здравствуйте, я работаю в сельской школе Воронежской области Кантемировского района. Наша Касьяновская школа (как и ряд других школ района) вот уже третий год в своей работе использует дистанционное обучение. Сначала это было как наработка опыта, экспериментальная площадка, а теперь по некоторым предметам этот опыт включается в учебный процесс. Несмотря на ограниченность контента по дистанционному образованию, в этой форме деятельности тоже присутствуют определенные правила работы, общения, пересылки информации и ее достоверности. Если детей и их родителей не знакомить с Информационной безопасностью и информационным этикетом, то безграмотность нас победит. В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 01 октября 2014 года № 08-1387 «О проведении единого урока безопасности в сети Интернет» в нашей школе тоже прошли уроки безопасности. Ребята многие отметили для себя полезную информацию. А администрация школы готовит открытый мини-урок для родителей на ноябрьское общешкольное родительское собрание. Спасибо большое за ссылки и рабочие материалы, которые помогли в подготовке этого мероприятия.

Раиса: Здравствуйте. Спасибо за ссылки. Вот как раз использовала данные ссылки для проведения Единого урока безопасности в сети Интернет.

Раиса: вв

Торопова Ольга Анато: Да затронута очень важная тема. хочу воспользоваться материалами , которые нашла на форуме. В наше время это очень важно.

Торопова Ольга Анато: Да затронута очень важная тема. хочу воспользоваться материалами , которые нашла на форуме. В наше время это очень важно.

Литвинова Вера: В наше время нужно соблюдать меры информационной гигиены. Нужно избирательно подходить к Интернету. Никогда не читайте перепосты, ищите источник информации. Меньше смотрите новости. И конечно все это нужно объяснять нашим детям. Нужно научить их отделять правдивую информацию от ложной.

olyaivli: Нужна ли информационная гигиена? Проблема информационной гигиены вовсе не нова, но в наше время она особенно актуальна . Человеку стало трудно справляться с огромным потоком информации, представленной ему в неограниченном доступе. Важно научиться выбирать из этого потока то, что действительно полезно. На самом деле, человек способен быстро оценить полезность информации и понять пригодится ли она ему. Но чтобы получить полезную и важную информацию, он вынужден существовать среди тонн бесполезного информационного мусора. Многие начинают свой день с проверки электронной почты и тратят утренние часы, время максимально продуктивное для мозговой деятельности, на удаление рекламных рассылок , информационного шума в чистом виде. К тому же о вашем ящике возможно уже позаботились за вас. Посещайте только по-настоящему полезные для вас ресурсы. Попробуйте выделить список определенных сайтов, в качестве и необходимости контента которых вы уверены. Так же не имеет смысла подписываться на десятки сообществ в социальных сетях.

Татьяна Силантьева: Вопрос информационной гигиены в наше время очень актуален. Информации вокруг нас очень много, большая часть которой находится в Интернете. Конечно же, ребенку намного сложнее справиться с этим потоком информации, ему необходимо в этом помочь: 1) научить правилам поведения в Интернете; 2) организовать безопасную работу в Интернете; 3) объяснить, какой может быть информация. И это задача не только учителей, но и родителей.

Ирина Астафьева: Здравствуйте! Я согласна со всеми высказываниями. Как учитель и родитель, я считаю актуальной данную тему. Необходимо разъяснять детям об опасностях интернета, так как многие родители не компетентны в этом вопросе, тогда кто же им поможет, если не мы. Большое спасибо за ссылки!

Ирина Астафьева: Здравствуйте! Я согласна с высказываниями всех коллег. В настоящее время интернет несёт много опасностей, о которых дети не знают, а родители не компетентны в этих вопросах. кто же поможет ученикам, если не учитель. Большое спасибо за полезные ссылки, обязательно воспользуюсь!



полная версия страницы